Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  2006200720082009

Актуальные вопросы современной политической науки

АВТОРЕФЕРАТЫ   ДИССЕРТАЦИЙ   ДОКТОРА   ПОЛИТИЧЕСКИХ   НАУК           

 

АНОНС        ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ         ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. Изучение и анализ проблем федерализма в России представляет собой важнейшее направление как политической, так и юридической наук, связанных с решением комплекса крупных по своему масштабу задач укрепления конституционного строя.

В настоящее время с учетом специфики изучения новейшей российской истории и противоречивости политико-правовых процессов на постсоветском пространстве продолжает оставаться недостаточно разработанным институт федерализма. Это, во многом, связано с тем, что процесс совершенствования федеративных отношений и формирования соответствующего законодательства, адекватного целям и задачам современного общества, носит незавершенный характер. Идеи федерализма все в большей степени осознаются и воспринимаются гражданами как ведущий фактор строительства демократических правовых государств, как необходимое условие дальнейшего развития системы прав и свобод человека и гражданина, укрепления институциональных структур правового демократического государства и гражданского общества.

Теория федерализма относится к группе универсальных государственно-правовых теорий, развивающих и обогащающих практику государственного строительства будь то в России, или в любом другом государстве – федеративном, претендующем быть таковым, и даже унитарном. Именно в силу универсальности, многогранности теория федерализма находит себе возможность воплощения в разных государствах, причем, одновременно, параллельно. Разумеется, реальное воплощение элементов федерализма в разных государствах, приводит к возникновению особенностей, специфики. Процесс осмысления специфики конституционного строительства в России сталкивается с рядом теоретико-методологических проблем, и, в частности с необходимостью разработки категорий, образующих устойчивую и, в то же время, постоянно развивающуюся политическую систему.

Представляется, что данная задача актуальна не только для России, но и ряда других государств на постсоветском пространстве (может быть даже для них в большей степени). Ведь то, что в России уже сложилось, в других государствах, возможно, найдет применение гораздо позже. Такая политическая потребность в настоящем времени и в будущем актуализирует необходимость разработки, уточнения многих понятий.

К таким понятиям относится, прежде всего, понятие «института федерализма». Автор диссертации связывает его с системой политических и правовых традиций, идей, взглядов, определяющих общественный и государственный строй и выраженных в нормах, обычаях и правовом сознании этого общества.

Сегодня институт федерализма развивается далеко не в простых условиях. Разрушение и трансформация многих идеологических, нравственных и правовых ценностей на постсоветском пространстве и в современной России вызывают необходимость консолидации политического и правового сознания, политической и правовой культуры общества. Именно поэтому, по мнению автора диссертации, федерализм может стать сегодня такой ценностно-ориентирующей теорией, которая выступает объединяющей идеей и важным элементом правосознания граждан.

Рост значимости федеративных проблем, а также их постоянная актуализация, вызваны фундаментальными процессами, происходившими и происходящими в России, среди которых следует выделить:

-  сформировавшийся новый опыт государственного строительства и правового регулирования после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, усиление ее роли в проведении политико-правовых реформ;

-  возрастающее значение Конституции Российский Федерации в обеспечении единого экономического и правового пространства страны; укрепление основ конституционного строя; создание системы приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством;

-  достижение такого уровня политико-правового развития, при котором новые для России конституционные институты действуют все более эффективно, например, некоторые институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт федерализма, институт конституционного контроля и другие;

-  активизация теоретической мысли в сфере конституционного регулирования, федеративного устройства, приток новых идей, выработанных на современном отечественном опыте;

-  вовлечение России в активный международный обмен федеративными идеями и ценностями «ближнего» и «дальнего зарубежья», необходимость совершенствования политико-правовых основ государственности в условиях геополитических «вызовов» и др.

Важнейшей российской внутригосударственной проблемой, требующей осмысления, является тенденция свёртывания процесса федерализации, практика унитаризации и централизации, имевшая место в исторический период, начиная с 2000-2002 гг. Однако, в настоящее время, в условиях трансформации политической системы, смены главы государства и, в целом, обновления политико-правовой надстройки в России на гражданское общество возлагается серьёзная задача концентрации позитивных демократических сил и планомерного внедрения федералистской идеи в государственно-правовую и социальную материю, развитие института федерализма.

В данном процессе немаловажную и даже значительную роль сыграет наука. Поэтому, вектором развития России должна стать не политическая целесообразность, не интерес каких-либо лоббистских сил, а общесоциальная справедливость, критерии которого разрабатываются наукой. Именно её достижения должны лечь в основу формирования института федерализма и государственного строительства в целом.

В постсоветском политическом поле серьёзную роль играет российский фактор во взаимоотношениях между странами бывшей советской федерации, в которых сказываются разносторонние и разнонаправленные тенденции и проблемы. На них отражаются как положительные приобретения, так и отрицательные результаты строительства новых моделей государственности в постсоветский период. К первым можно отнести обретение странами СНГ независимости, что вызвало процесс особой самоидентификации, причём не только национальной, а также планомерной интеграции в мировые процессы. Ко вторым можно отнести углубляющийся экономический кризис в странах СНГ, несбывшиеся надежды этих стран относительно свобод и демократии, распад СССР привёл к становлению авторитарных режимов, по методам властвования, не сильно отличающихся от советских.

Серьёзным вызовом времени являются сложные геополитические процессы, связанные с активизацией США в постсоветском пространстве, проблемы, связанные с управляемыми ею, через различные фонды, так называемыми «оранжевыми», «розовыми» революциями. Альтернативой подобной глобализации может стать постепенное строительство глобального сообщества, основанного на сотрудничестве, взаимопомощи и справедливости, что и составляет суть федерализма.

Наступает эпоха транснациональных обществ и государств. Геополитическое положение России определяется исходя из признания многополярности мира, её срединным месторазвитием между востоком и западом, севером и югом. России, в новом глобализующемся мире, необходим союз с государствами такими, как Китай, Индия, а также странами мусульманского мира, выступающими против прозападной (проамериканской) модели глобализма – либерального глобализма.

Однако необходимо не столько противостояние отрицательным проявлениям западной модели глобализации, сколько использование конструктивного опыта западного федерализма, в целях развития института федерализма в России, а также на уровне СНГ, ибо само по себе противостояние, противоборство – не свойство федерализма.

Вне зависимости от наличия проблем в постсоветском пространстве, СНГ продолжает своё существование. Некоторую активизацию этого процесса доказывает неофициальный саммит стран СНГ (февраль 2007 г.), на котором участвовали все представители государств-участников. В дальнейшем для активизации роли данного межгосударственного образования, необходимы решительные шаги в сторону использования института Федерализма, инкорпорации в Российскую цивилизацию Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Будущее СНГ на новом витке развития будет определяться пониманием наднациональной и надгосударственной роли СНГ, осознанием особой миссии России в региональном объединении и интеграции в глобальные процессы[1].

Таким образом, при последовательном и поступательном развитии СНГ, с использованием элементов федерализма, закладывается основа для становления особого геополитического региона, соседствующего с не менее весомым и значимым – европейским, в общемировой политической интеграции, основанной на идеях федерализма.

Важным источником актуализации данной темы является то обстоятельство, что проводимая на данном историческом этапе в Российской Федерации политическая и административная реформы, осуществляются с учетом опыта и традиций прошлого. В связи с этим исключительную важность представляет концептуальное обеспечение проводимых преобразований с позиций прошлого, настоящего и будущего России, чему и служит институт федерализма.

Институт российского федерализма рассматривается автором диссертации с точки зрения его исторического развития, традиций и практики применения его основных идей. Однако, как уже отмечалось, Россия развивается не в изоляции от проблем и нужд мирового и, прежде всего, постсоветского пространства. Как российская практика накладывает свой отпечаток на процессы в государствах СНГ, так и их внутренние процессы «заставляют» хотя бы на уровне науки корректировать, уточнять, развивать различные аспекты федерализма. Однако последнее делается российскими учеными недостаточно.

В связи с этим, актуальность изучения института федерализма в данный период возрастает не только с теоретико-познавательных позиций, но и в прикладном плане, поскольку многие предлагавшиеся ранее проекты политико-правовых преобразований созвучны с реалиями сегодняшнего дня и способствуют утверждению принципиально новых федеративных ценностей, в режиме политического и идеологического плюрализма.

Федералистская идея в процессе своего эволюционного развития выходит за рамки государственного устройства и начинает превращаться в форму общественного устройства, вбирая под свою регулятивную компетенцию большое множество общественных отношений – начиная с местных публичных отношений и заканчивая деятельностью национально-культурных автономий и различных общественных движений. 

В условиях построения правового демократического государства, федерализм, как один из его основных принципов (так как федерализм – это и вертикальное направление разделения государственной власти), является своеобразным плацдармом для внедрения данной идеи в политико-правовую жизнь и общественные отношения.

Достаточно важным представляется необходимость анализа теории и практики политико-правового развития в контексте воплощения в жизнь тех или иных федеративных конструкций, соотношения между декларированными и юридически оформленными элементами института федерализма и их каждодневного воплощения.

Актуальность темы определяется и тем, что проводимый в России в рамках административной реформы процесс разграничения предметов ведения и полномочий является своего рода индикатором эффективности функционирования института федерализма. При этом главной целью законодателя должно быть такое разграничение предметов ведения и полномочий между различными уровнями государственной власти, в соответствии с которым решение общегосударственных задач осуществлялось бы на том уровне власти, который способен реализовать их наиболее рационально, в соответствии с принципом субсидиарности.

Таким образом, одной из важнейших задач развития российской государственности было и остаётся совершенствование института федерализма, что осознаётся на высших эшелонах власти. В своём последнем Послании Федеральному Собранию 26 апреля 2007 года Президент Российской Федерации В.В. Путин высказал мысль о том, что одним из главных критериев политической культуры и развития общества является увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Комментируя результаты формирования института федерализма, Президент России отметил, что «сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за всю ее историю уровня»[2]. Продолжая свою мысль на расширенном заседании Государственного Совета Российской Федерации В.В. Путин, подводя итоги своей деятельности на посту Президента России, подчеркнул, что за последние годы «было проведено четкое разграничение полномочий Федерации, регионов и местного самоуправления, с одновременной передачей большей части функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный уровень, с определением их финансовой и материальной базы. По сути, произошла серьезная децентрализация властных полномочий»[3].

В последние годы велась целенаправленная и во многом успешная работа по развитию федеративных отношений. Однако еще многое предстоит сделать, сохраняя преемственность курса, что уже находит своё отражение в деятельности нового Президента России Д. А. Медведева. Так, выступая в Институте современного развития (18 марта 2008 г.) Д.А. Медведев отметил, что «…власть сегодня не нуждается ни в комплиментах, ни в каком-то «облизывании» со стороны экспертного сообщества, напротив – власть нуждается в открытом, полноценном, публичном обсуждении всех тех проблем, которые копятся в обществе…»[4]

Актуальность исследования доказывает и тот факт, что из 17 политических партий только 2 делают исключительный акцент на федерализме: Народная партия Российской Федерации и Коммунистическая партия Российской Федерации, подчеркивая особую значимость учета интересов субъектов Федерации в экономике и политической сфере страны. А самая крупная партия – «Единая Россия» не заостряет внимания на проблеме федерализма. Возможно это происходит потому, что лидер партии В.В. Путин в проводимой им политике на посту Президента страны, а также в посланиях и многочисленных выступлениях доказал свою приверженность федералистским ценностям.

Бесспорную потребность в применении института федерализма как идеи воплощающей социальный и межэтнический компромисс, показывают события в Косово. На данном примере, как никогда, видны преимущества федералистского пути разрешения межнациональных и территориальных проблем, противостоящего сепаратизму и радикализму. Для разрешения подобных конфликтов может быть применён так называемый «татарстанский вариант» разрешения политико-правовых проблем, в основе которого лежит идея межэтнического компромисса, договоренности и субсидиарности. Но для того, чтобы идеи федерализма «работали» в мировом пространстве, нужно изучать институт федерализма и вырабатывать рекомендации в соответствии с мировыми процессами.

Отмеченное, в совокупности, свидетельствует о том, что изучение теории, истории и практики становления и развития института федерализма является крайне своевременной исследовательской задачей.

Степень научной разработанности темы. Политико-правовая наука сегодня испытывает недостаток работ, посвященных анализу института федерализма, как с точки зрения его историко-правовой эволюции, так и формирования институциональных характеристик; по-прежнему наблюдается дефицит комплексного исследования института федерализма, его концептуально-теоретических основ.

  В своем исследовании автор опирается на разработки политической регионалистики, которая в России стала интенсивно развивающимся направлением политической науки Авторами научных разработок в этой области являются А.Баранов, И.Бусыгина, В.Гельман, А.Дахин, В.Ковалев, А.Кузьмин, А.Магомедов, А.Макарычев, Н.Медведев, В.Нечаев, С.Рыженков и др.[5] Политическая регионалистика поэтапно складывается в одно из важнейших направлений российской политической науки. В ее рамках исследовано немало конкретных вопросов и проблем. В частности большое внимание уделяется проблематике российского федерализма и региональных политических процессов. Однако ощущается недостаток работ, рассматривающих отношения между центром и регионами в рамках института федерализма в комплексе и с учетом разнообразного мирового опыта.

В России наиболее развит политико-правовой анализ института федерализма, осуществляемый преимущественно юристами (И.Барциц, Л. Болтенкова, А.Васильев, Н.Добрынин, А.Керимов, И.Конюхова (Умнова), М. Глигич-Золотарева, Ю.Краснов, С.Шахрай и др.)[6]. Проводятся исследования российского федерализма, его истории, особенностей, распространены международные сравнения (Р.Абдулатипов, А.Аринин, С.Валентей, Г. Губогло, А.Захаров, В.Зорин, К. Калинина, Г.Каменская, Л.Карапетян, В. Лысенко, Г.Марченко, В.Михайлов, М.Столяров, М.Фарукшин и др.[7]). В работах Р.Абдулатипова возник термин «федералогия» для обозначения целого научного направления. В недавнем прошлом заметным направлением были исследования советского федерализма (А.Лепешкин), перспективы федерализма в России разрабатывались и до революции (А.Ященко, проекты декабристов).

Необходимо особо отметить политологические исследования института федерализма. Общая их черта, в отличие от государственно-правовых работ, - акцент на неформальных практиках взаимодействий субъектов политики, на межполитических отношениях. Методологическую основу анализа дает школа сравнительного федерализма. Так, Д.Дж. Элазар трактовал федерализм как совокупность разнообразных видов территориального устройства политий[8]. Весьма важна идея континуитета форм государственного устройства по П. Кингу[9], что разрушает схему «унитарное государство – федерация-конфедерация», облегчает анализ гибридных форм.

Институт российского федерализм анализируется методами сравнительной политологии (А. Салмин, Л. Сморгунов, И. Бусыгина, А. Захаров, И. Гоптарева и др.)[10], а также политической географии (Л. Смирнягин, Н. Петров, В. Колосов, Р. Туровский)[11]. Самостоятельную научную традицию имеет сравнительное государствоведение (В. Чиркин, М. Фарукшин, А. Медушевский, А. Зиновьев, И. Конюхова (Умнова)[12].

Концепции федеративных отношений в политической науке России противоречивы. Сложились традиции поддержки асимметричной этнической федерации (Р. Абдулатипов, Л. Карапетян, Р. Евзеров)[13] и, напротив, симметричной территориальной модели (С. Митрохин, Н. Добрынин, В. Филиппов)[14]. В 1990-х гг. преобладала поддержка договорного типа федерации (Л. Болтенкова, В. Лысенко, Р. Хакимов, М. Столяров)[15]. Ныне популярна модель конституционной федерации (А. Зиновьев, Н. Добрынин, И. Конюхова (Умнова) и др.)[16]. Высказываются противоречивые мнения о «путинских» реформах федерации: от радикальной поддержки (В.Иванов) и даже проектов унитаризации (А.Зубов)[17] до резкой критики рецентрализации (Н. Петров, А. Медушевский и др.)[18].

  Исследования института федерализма в мире и многонациональной России смыкаются с этнополитологической проблематикой (Ю.Арутюнов, Л.Дробижева, В.Зорин, Л.Терновая, Э.Паин, А.Празаускас и др.). В этой связи необходимо принимать во внимание существующие в мировой науке концепции национализма (Э.Геллнер, А.Смит, Б.Андерсон), включая примордиализм (В.Колосов), поскольку проблемы этничности, национальной идентичности и ее политизации оказывают огромное влияние на формирование государств и их регионов.

  В российской науке интересны и важны сопоставления федерализма и имперского строя (С.Каспэ), обсуждения российского исторического выбора - дискуссии о выборе между федерализмом и унитаризмом и смысле российского федерализма (А.Зубов, А.Салмин)[19]. Кроме того, часто встречаются работы по отдельным странам, на которых специализируются авторы, - США (Г.Каменская, М.Саликов), Канаде (А.Захаров, А.Мелкумов), Германии (И.Бусыгина, В.Васильев, С.Леванский), Австрии (В.Рыкин), странам Латинской Америки (А.Тихонов), Индии (Н.Семенова) и др.[20] Большое значение для разработки института федерализма имеет издание энциклопедий (примером служит энциклопедия «Федерализм», выпущенная Издательством Московского Университета в 2000 г.) и специальных периодических изданий (журнал «Федерализм», переводной журнал «Федерации» и др.).

  Исходя из предмета исследования, большой интерес представляет учет попыток обосновать меняющуюся роль пространственных факторов на институт федерализма в современном глобализующемся мире. В этой связи полезными для данного исследования являются подходы рассматривающие трансформационные процессы института федерализма в глобализующемся мире (В.Буянов, Ю.Гаврилов, Г.Гольдин, В.Дахин, А. Михайленко, Р.Явчуновская,)[21], теории постиндустриального общества (Д.Белл, Дж.Гэлбрейт и др.) и связанные с ними футурологические изыскания (Э.Тоффлер и др.), концепция критической геополитики (Дж. О’Тоайль), работы постмодернистов в области социологии, политологии и теории международных отношений (концепция гиперпространства и др.), исследования глобализации и альтерглобализации - в связи с проблемой «выживания» национального государства и суверенитет (В.Иноземцев, В. Коллонтай, Н.Косолапов, А.Кустарев, В.Кувалдин, Н.Симония, С.Чугров и др.), проблематика экополитологии (А.Костин)[22]. В этих работах даны интересные ответы на вопросы об изменении роли пространства, территории, региона в условиях пространственно-временного сжатия.

Компаративный метод доказал высокую продуктивность, о чем свидетельствуют сравнительные исследования института федерализма (Г. Алмонд, С.Верба, Р.Инглхарт и др.[23]). В отечественной науке в этой связи большой интерес представляют работы В.Гельмана, Г.Голосова, С. Патрушева, Ю.Пивоварова, Л.Сморгунова и др., проект «Политический атлас современности» А.Мельвиля, М.Ильина, Е.Мелешкиной, Ю. Полунина и др.[24] Проблематика компаративных исследований затрагивает сравнение федеративных моделей (Д.Элейзер, П.Кинг, Р.Уоттс, В.Чиркин, Г.Каменская и др.), местного самоуправления (А.Нортон, А.Черкасов и др.)[25]. В то же время сравнение моделей института федерализма остается недостаточно развитым: акценты обычно сделаны или на общие характеристики политических систем, или на частные аспекты отношений Федерального центра и регионов (федерализм, местное самоуправление).

  Проведение компаративного исследования с углубленным изучением России сделало необходимым обращение автора к философским, политологическим, социологическим и культурологическим исследованиям в области россиеведения, раскрывающим особенности института российского федерализма, русской политической и культурной специфики, проблематику особого пути и русской идеи, русского характера, национальной идентичности, государственной, национальной и интегративной идеологии и т.п. Наиболее полезными в этой связи оказались классические произведения русских философов (Н.Бердяев, И.Ильин, Н.Лосский, С.Франк и др.), работы Т.Алексеевой, А.Вдовина, Б.Капустина, А.Ковалева, А. Панарина, И.Пантина, В.Соловья и др.

  В целом анализ многочисленных источников, так или иначе касающихся заявленной темы, убеждает автора во фрагментарности используемых подходов, само число которых весьма велико, что создает потребность в интегральном подходе, основанном на политологических методах, но неизбежно, учитывая специфику предмета, использующем междисциплинарный подход.

Объектом исследования являются политические и конституционно-правовые общественные отношения, складывающиеся в процессе становления, развития и функционирования института федерализма в глобализующемся мировом сообществе и в России.

Предметом диссертационного исследования являются различного рода (политические, правовые, исторические, философские) идеи, воззрения, позиции в мировой и российской политико-правовой мысли, государственно-правовые традиции и исторический опыт, современная практика функционирования института федерализма, отраженная в политико-правовых документах.

Целью диссертационного исследования является научное обобщение достижений российской и зарубежной политико-правовой мысли в области федерализма, характеристика составляющих элементов института федерализма, выявление закономерностей и преемственности в развитии российского федерализма. Цель диссертационного исследования определила постановку и необходимость решения следующих задач:

1.     Сформулировать понятие «институт федерализма» с учетом российских политико-правовых идей, исторических традиций и практики их реализации.

2.     Проследить генезис теории федерализма; раскрыть специфику методологии федерализма на современном этапе.

3.     Показать процесс использования элементов федерализма в истории России; рассмотреть опыт строительства института федерализма в советский период.

4.     Выявить исторические особенности формирования института федерализма в России; показать историческую преемственность федеративных традиций в науке и практике.

5.     Рассмотреть и проанализировать политико-правовые проблемы становления института федерализма в современных условиях.

6.     Изучить роль федералистского правосознания сознания в формировании института федерализма.

7.     Обосновать значение оптимального разграничения предметов ведения и полномочий между федеральной и региональной властью как условия развития института федерализма в России; раскрыть вопросы реализации двухуровневой законодательной политики в федеративном государстве.

8.     Проанализировать опыт конституционного реформирования в России с целью разработки сценариев развития института российского федерализма.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования представлена различными группами научных методов: общенаучными, общелогическими, частно-научными.

Диалектический, конкретно-исторический, социологический, системно-структурный методы позволили не только проанализировать и обобщить основные концепции федерализма, но и на их основе выстроить теорию федерализма, которая учитывала бы как исторические, политические, так и теоретико-юридические реалии и перспективы. Автор диссертации считает, что политические и правовые факты необходимо рассматривать в конкретных исторических условиях, учитывая социально-экономический, культурный и политический уровни развития страны.

Конкретно-исторический метод использован при сравнительном исследовании динамики формирования и эволюции содержания и понимания института федерализма в России.

Системно-структурный метод позволяет рассматривать федерализм как синергетическую саморазвивающуюся систему и проанализировать всю сложность и многогранность входящих в нее элементов. Данный метод также использован для рассмотрения государственных учреждений и правовых институтов России в их взаимосвязи и взаимозависимости, а также для определения места и роли каждого из них в системе российского федерализма.

Социологический метод позволил раскрыть причинно-следственные связи между явлениями политико-правовой действительности. Кроме того, данный метод обеспечивает сравнение политико-правовых и социальных институтов и их критическую оценку в системе российского федерализма.

В диссертации широко использован междисциплинарный подход, позволяющий выявить теоретические и историко-правовые аспекты понятия «институт федерализма».

Помимо вышеуказанных методов, приемов и способов изучения, в диссертации применялся также арсенал частно-научных методов исследования (сравнительно-правовой, нормативно-логический, формально-юридический, метод толкования и юридической герменевтики). Сравнительно-правовому анализу подвергнуты не только нормативно-правовые акты, изданные в различных исторических условиях, но и ряд конституционных теорий в России и Западной Европе.

  Эмпирическая база диссертационного исследования включает следующие типы источников: официальные нормативно-правовые акты (конституции, законы и др.) стран из используемой выборки, России и ее субъектов федерации, законодательство СССР и РСФСР; послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, программы политических партий, тексты выступлений политических деятелей, научные статьи и монографии, другая научная литература по теме исследования, как отечественная, так и зарубежная; материалы круглых столов, научных и научно-практических конференций; официальные и информационные Интернет-сайты исследуемых стран; верифицируемые данные средств массовой информации о политических процессах; электоральная статистика и материалы анализа избирательных кампаний в России и других исследуемых странах, в т.ч. в региональном разрезе; социологические данные российских и зарубежных организаций; демографическая статистика, включая данные переписей населения в России в 1989 и 2002 гг. в региональном и муниципальном разрезе; социально-экономическая статистика по России и другим странам в региональном разрезе; архив экспертных интервью, проведенных автором в России, регионах и других странах; собственная база данных диссертанта по политическим процессам в регионах; материалы полевых исследований, проведенных диссертантом в регионах России и других стран; опыт личного включенного наблюдения деятельности государственных и муниципальных органов, политических партий, отдельных политических акторов, проведения избирательных кампаний в регионах.

Особую группу источников представляют зарубежные научные монографии и публикации по проблемам формирования и эволюции российского и западного федерализма на иностранном языке, которые переведены автором диссертации и впервые использованы на русском языке.

Специальной информационно-правовой базой явились материалы Автоматизированной системы обеспечения законопроектной деятельности Государственной Думы (АСОЗД), официальные сайты органов государственной власти, сайт совместного проекта ЕС и России «Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации» – www.federalism.ru.

Основная гипотеза исследования. Формирование и развитие института федерализма является важнейшей предпосылкой становления подлинного федерализма в условиях сложносоставного общества и крупной территории государства (что особенно актуально для России). Оптимальное разграничение предметов ведения и полномочий является основой для стабильного развития Российской Федерации и регионов, необходимым условием достижения социального и межэтнического мира, целостности государства на базе универсального принципа компромисса.

Федеративное государство в процессе эволюционного развития выходит за пределы государственного устройства и трансформируется в форму общественного устройства, распространяясь на различные виды и формы общественных отношений – по вопросу субъектности органов местного самоуправления в системе федерализма, а также деятельности национально-культурных автономий и различных общественных движений.

Научная новизна диссертационной работы определяется авторским подходом к исследованию института федерализма через призму пространства, времени, политико-правовых теорий, оказавших воздействие на практику государственного строительства.

1. На основе проведенного анализа теории, истории и опыта федерализма диссертант уточнил определение понятия «институт федерализма», основанное на эмпирическом материале формирования федерализма в России, а также данных, полученных в результате экстраполяции знаний из других областей науки. Принята во внимание его общая трактовка как категории, выражающей отношения между властью, гражданским обществом и личностью.

2. Диссертант обосновал необходимость рассмотрения института федерализма как системы, представленной в трех взаимосвязанных элементах: федеративных идей; федеративных учреждений в их историческом становлении; федеративных норм в их практической реализации.

3. На основе проведенного исследования диссертант аргументирует вывод, что содержание, сущность, ценности федерализма могут играть методологическую роль.

4. Диссертант, анализируя практику государственного строительства в федеративных государствах, определяет разделение государственной власти между Федерацией и ее субъектами как распределение государственно-властных полномочий между различными уровнями государственного управления – федеральным и субъектов Федерации.

5. Автор диссертации формулирует конституционно-правовые принципы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами: суверенитет Федерации и самостоятельность в пределах конституционных полномочий ее субъектов, сочетание территориального и этнического принципов построения Федерации, «симметрии» и «асимметрии», субсидиарность, разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, гарантированность взаимных прав и обязанностей.

6. Диссертант обосновал необходимость понимания института федерализма как комплексного межгосударственного явления в условиях глобализации человеческой цивилизации, использование иностранного опыта федерализма, в особенности при формировании Европейской федерации.

В результате исследования была обоснована необходимость организации межгосударственных отношений как в регионах, так на более глобальном уровне, исключительно на основе компромисса, опираясь на научные достижения политико-правовой науки и практики формирования федеративных государств и межгосударственных образований.

7. Диссертант доказал объективную необходимость конструктивной интеграции внутри СНГ, а также формирования межгосударственных образований в Евразийском регионе.

Диссертационное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические положения и выводы, выносимые автором на защиту, в которых конкретизирована научная новизна исследования:

1. Институт федерализма - это система политико-правовых идей, взглядов, традиций и институтов, базирующихся на принципах согласия, мира, добровольных договоренностей, справедливости, - определяющих общественный и государственный строй, закрепляющий отношения власти, государства и личности, порождаемые конституционным опытом различных исторических стадий развития государства и общества и выраженные в политических документах, правовых нормах и обычаях, политико-правовом сознании этого общества. Это система представлений, определяющая границы активности государства и его органов в регулировании различных сфер общественной жизни.

2. Институт федерализма – система, выраженная, представленная  в трех взаимосвязанных элементах - федеративных идей; федеративных учреждений в их историческом становлении; федеративных норм в их практической реализации. На развитие этой системы оказывают влияние экономические, политические, географические, этнические факторы и исторические особенности развития государства и общества.

3. Институт федерализма - это относительно обособленная группа, комплекс политических норм, устанавливающая и регулирующая однородные общественные отношения в сфере делегирования, разграничения и осуществления государственной власти, предметов ведения (компетенции) и полномочий между органами государственной власти по вертикали (между Федеральным центром и субъектами Федерации), а также общественные отношения с участием представителей определённых национальных групп в этнически сложных обществах.

4. Федерализм в методологическом плане содержит теоретическое обоснование государственно-правовых процессов в их историческом развитии и практическом воплощении, а также влияет на принятие решений в сфере политико-правового регулирования общественных отношений. Практической функцией федерализма можно считать то, что из него выводятся критерии, по которым определяются системность и ценность новых институтов, а, в конечном счете, тенденций и целей конституционного развития, ориентируясь на мирные, ненасильственные процессы.

5. Разделение государственной власти между Федерацией и ее субъектами – это не что иное, как распределение государственно-властных полномочий между различными уровнями государственного управления.

Такой подход может обеспечить, с одной стороны, единство и целостность всего многонационального государства, с другой стороны, относительную самостоятельность образующих его территориальных и этнотерриториальных единиц, позволяющую более эффективно и оперативно управлять ими, учитывать своеобразие этнических и региональных условий. Разделение государственной власти между Федерацией и ее субъектами, по мнению диссертанта, является основополагающим признаком федеративной модели государственного устройства.

6. Конституционно-правовыми принципами разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами являются: суверенитет Федерации и самостоятельность в пределах конституционных полномочий ее субъектов, сочетание территориального и этнического принципов построения Федерации, «симметрии» и «асимметрии», субсидиарность, разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, гарантированность взаимных прав и обязанностей;

7. Договорные отношения между органами государственной власти различных уровней – определенный политико-правовой компромисс во взаимоотношениях федерального Центра и его субъектов - эффективное средство преодоления противоречий и центробежных тенденций. Именно так этот методологический постулат (по мнению автора) можно рассматривать применительно к России.

На современной фазе развития федерализма в России дальнейшее заключение Договоров и Соглашений между федеральным Центром и субъектами Федерации может обеспечить укрепление государственности.

8. Будущее российского федерализма диссертант видит в планомерном внедрении договорного начала в политико-правовые отношения, без нарушения принципов конституционно-договорного федерализма, с приоритетом Федеральной Конституции.

9. Перспективы развития института федерализма в России автор диссертации видит в нескольких плоскостях, а именно: расширение и углубление конституционных идей, с учетом исторических особенностей развития российского федерализма, расширение социальной основы и демократизация политического режима, основанного на взаимодействии институтов публичной власти и структур гражданского общества; совершенствование системы гарантий и защиты конституционного строя и Конституции Российской Федерации с помощью, как органов власти, так и развивающихся структур и институтов гражданского общества.

10. Определяя значение конституционной реформы для перспектив развития российского федерализма, автор диссертации делает вывод о том, что она возникает в противовес кризису, как процесс, способный вывести государство и общество из кризисной ситуации и привести к стабильному состоянию и общественному согласию. Важнейшим вопросом конституционной реформы является вопрос распределения полномочий между различными уровнями.

11. Необходимо разработать на федеральном уровне Концепцию развития федеративных отношений на ближайшую перспективу (до 2020 года), на базе которой, с учетом добровольности, проводить дальнейшее укрупнение субъектов Федерации (в соответствии с исторически сложившимися хозяйственно-экономическими районами России), с целью обеспечения большей эффективности управления Российской Федерации.

Закрепить в Концепции нормы допустимости слияния субъектов Федерации, а также численные пределы их укрупнения, во избежание тенденции к расширению властных амбиций, вследствие повышения уровня политического и экономического развития укрупненного субъекта Российской Федерации, что опасно для единства страны.

12. Главным условием поступательного развития мировой цивилизации является планомерное внедрение в практику межгосударственных отношений принципов федерализма, как единственной возможности избежать межгосударственные и межэтнические конфликты, на основе  гуманистической идеи социального компромисса. На этой основе должны выстраиваться межгосударственные отношения в различных регионах глобализующегося мира, будь то Европа или СНГ.

13. Приоритетным направлением развития СНГ должен стать вектор на большее сближение стран-участников, упрочение внутренней структуры Содружества и его субъектов, за счёт включения в его состав территорий, тяготеющих к России: Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия.

14. Развитие Евразийского региона, частью которого является СНГ, зависит от эффективности интеграции России и государств, разделяющих  модель глобализации, основанную на многополярности мира.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ее автором внесен определенный вклад в разработку теории федерализма, способствующий дальнейшему развитию институтов публичной власти и гражданского общества, в условиях федеративного государства и государства, становящегося на путь федерализма. Полученные результаты стали определенным вкладом в научную разработку проблем политологии, науки теории государства и права, конституционного права, истории политико-правовой мысли и могут быть использованы для дальнейшего научного анализа как теоретических основ права и государства, так и практики федеративного строительства в России.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как «Политология», «Теория права и государства», «Конституционное право России». Выводы и рекомендации способствуют более полному и глубокому пониманию конкретных проявлений и тенденций института федерализма в России.

Проведенный анализ расширяет и углубляет знание истоков российского федерализма, позволяет уточнить подходы к решению современных политико-правовых проблем России, совершенствовать конституционное законодательство, дает возможность принимать более взвешенные решения при разработке конституционных реформ на современном этапе.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Предварительная разработка темы и отдельных положений диссертации была проведена при подготовке автором научных монографий: «Федеративное государство: конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федераций и ее субъектами» (М., «Палеотип», 2004 г.), Федерализм, как конституционно-правовая основа российской государственности (Уфа, БАГСУ, 2007 г.), Институт федерализма: вопросы теории (М., «Note Bena», 2008 г.).

Результаты диссертационного исследования используются в процессе научно-исследовательской и преподавательской деятельности в ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», других ведущих ВУЗах России, а также в докладах и выступлениях диссертанта на научных и научно-практических конгрессах, конференциях и семинарах.

Структура работы. Поставленная проблема, объект, предмет и цели диссертации предопределили внутреннюю логику и структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, объединяющих шестнадцать параграфов, заключения, списка используемых источников и научной литературы.

 

[1] Российская  газета, 2008. –  26 февраля. 

[2] Российская газета – 2007. - 27 апреля. - № 4353

[3] Российская газета – 2008. - 9 февраля. - № 4585.

[4] Официальный Интернет-сайт избранного Президента Российской Федерации Д.А. Медведева

[5] См.: Баранов А.В., Вартумян А.А. Политическая регионалистика. Вып. 1-5. М., 2004-2005; Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. М., 2006; Гельман В.Я., Рыженков С.И. Политическая регионалистика: от общественного интереса к отрасли знания // Социальная наука в России. М., 1998; Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // Полис, 1998, №1; Ковалев В.А. Политическая регионалистика как новое направление исследований в российском обществоведении. Сыктывкар, 1999; Кузьмин А.С., Мелвин Н.Дж., Нечаев В.Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации // Полис, 2002, №3; Макарычев А.С. Федерализм эпохи глобализма: вызовы для региональной России // Полис, 2000, №5; Медведев Н.П. Политическая регионалистика. М., 2005; Россия регионов: трансформация политических режимов. Под ред. В.Гельмана, С.Рыженкова, М.Бри. М., 2000 и др.

[6] См.: Барциц И. Н. Конституционно-правовое пространство России: формирование и динамика. – М., 2001; Болтенкова Л.Ф. Развитие федерализма в России: вопросы теории, истории и социально-политической практики. М. 2004; Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М., 2006; Добрынин Н.М. Новый федерализм: модель будущего государственного устройства, Новосибирск, 2003; Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт. М., 2004; Керимов А.Д. Современное государство. М., 2007; Краснов Ю. Федерализм в современной России. Проблемы становления. М., 1993; Шахрай С.М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. СПб., 2001.  и др.

[7] См.: Абдулатипов Р.Г. Федералогия. М., 2004; Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М., 1999; Аринин А.Н. Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997; Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М., 1998; Захаров А.А. E Pluribus Unum. Очерки современного федерализма. М., 2003; Институт губернатора в России: традиции и современные реальности. М., 1997; Каменская Г.В. Федерализм: мифология и политическая практика. М., 1998; Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001; Лысенко В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. М., 1995; Столяров М.В. Федерализм и державность: российский вариант. М., 2001; Компетенция власти. М., 2006; Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. Казань, 1998 и др.

[8] Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Полис. – 1995. – № 5. – С.106-115.

[9] Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. – 2000. – № 5. – С.7-18.

[10] Салмин А.М. Российская Федерация и федерация в России // МЭиМО. – 2002. – № 2. – С.40-60; № 3. – С.22-35; Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. – М., 2002; Бусыгина И.М. Федерализм и местное самоуправление в России / И.М. Бусыгина, А.А. Захаров. – М., 2003; Захаров А.А. E Pluribus Unum: Очерки современного федерализма. – М., 2003; Гоптарева И.Б. К вопросу о типах федеральных систем // Полит. наука. – 2003. - № 3. – С.187-207.

[11] Смирнягин Л.В. Российский федерализм: парадоксы, противоречия, предрассудки. – М., 1998; Петров Н.В. Федерализм по-российски // Pro et contra. – 2000. - № 1; Колосов В.А. Геополитика и политическая география / В.А. Колосов, Н.С. Мироненко. – 2-е изд. – М., 2005; Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. – М., 2006.

[12] Чиркин В.Е. О сущности субъекта федерации: традиции и реалии // Государство и право. – 2003. – № 7. – С.5-9; Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. – М., 2004; Медушевский А.Н. Сравнительное конституциональное право и политические институты. – М., 2002; Зиновьев А.В. Концепция радикальной реформы федеративного устройства России // Изв. вузов. Правоведение. – СПб., 2002. – № 6. – С.57-68; Умнова И.А. Конституциональные основы современного российского федерализма. – М., 2000.

[13] Абдулатипов Р.Г. Указ. соч.; Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. – М., 2001; Евзеров Р.Я. О соучастии политологов в решении проблем федерализма в современной России // Проблемы федерализма: российский и мировой опыт. – М., 2003. – С.62-89.

[14] Митрохин С.С. Предпосылки и основные этапы децентрализации государственной власти в России // Центр-регионы – местное самоуправление. – М.; СПб, 2001. – С.47-87; Добрынин Н.М. Указ. соч.; Филиппов В.Р. Критика этнического федерализма. – М., 2005.

[15] Болтенкова Л.Г. Развитие федерализма в России. – М., 2005; Лысенко В.Н. Современные тенденции и перспективы федеративных отношений в России // Политическая регионалистика: теория и практика. – М., 2003. – С.36-43; Хакимов Р.С. Асимметричность Российской Федерации: взгляд из Татарстана // Регионология. – 1997. - № 2; Столяров М.В. Указ. соч.

[16] Зиновьев А.В. Указ. соч.; Добрынин Н.М. Указ. соч.; Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Государство и право. – 2007. – № 2. – С.37-45.

[17] Иванов В. Путин и регионы: централизация России. – М., 2006; Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм (к вопросу о будущей организации государственного пространства России) // Полис, 2000, №5. - С.32-54.

[18] Федеральная реформа 2000-2003 / Под ред. Н.В. Петрова. – М., 2003. – Т.1; Медушевский А.Н. Указ. соч.; Саква Р. Российский федерализм на перепутье // Сравнительное конституционное обозрение. – 2005. – № 1. – С.173-182.

[19] См.: Зубов А.Б. Указ. соч.; Каспэ С.И. Суррогат империи: о природе и происхождении федеративной политической формы // Полис, 2005, №4; Салмин А.М. Российская Федерация и федерация в России // МЭиМО, 2002, №2. С. 40-60; МЭиМО, 2002, №3. С. 22-35.

[20] См.: Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования // Полис, 2000, №5; Васильев В.И. История германского федерализма // Новая и новейшая история, 1998, №3. С. 27-49; Лебедева Э.Е. Опыт федерализма в третьем мире и Россия // МЭиМО, 1995, №2; Леванский С.А. Германия: федерализм в мононациональном государстве // Полис, 1995, №5; Мелкумов А.А. Канадский федерализм: теория и практика. М., 1998; Павличук Е.И. Федеральная реформа Бельгии // Полис, 1995, №5; Рыкин В.С. Австрийский федерализм: прошлое и настоящее. М., 1998; Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998; Тихонов А.А. Федерализм в странах Латинской Америки. М., 1979.

[21] См.: В.С. Буянов Россия и кавказский регион // Геополитика. – М., 2007; Гаврилов Ю.Н. Регионализация как метод выживания в глобализующемся мире // Глобализация и Россия: Сборник научных статей, РАГС, М., 2007; Гольдин Г.Г. ОБСЕ и Приднестровье. – Учебное пособие. // Г.Г. Гольдин, В.В. Матяш – М., Дип. Академия МИД РФ, 2000; Дахин В.Н. Глобализация и культурно-идеологический кризис современного мира // Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., КМК, 2005; Михайленко А.Н. СНГ: быть или не быть? М., 2007; Явчуновская Р.А. Миграционная политика России // Глобализация и Россия: Сборник научных статей, РАГС, М., 2007 и др.

[22] См.: Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации // МЭиМО, 2002, №1; МЭиМО, 2002, №2; Косолапов Н. Россия: территория в пространствах глобализирующегося мира // Мировая экономика и международные отношения, 2005, №7; Костин А.И. Экополитология и глобалистика. М., 2005 и др.

[23] См.: Comparative Politics. A Theoretical Framework. N.Y., 2004.

[24] См.: Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб, 2001; Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. СПб, 1999; Мельвиль А.Ю. «Политический атлас современности»: замысел и общие теоретико-методологические контуры проекта // Полис, 2006, №5; Мельвиль А.Ю., Ильин М.В., Мелешкина Е.Ю. и др. Опыт классификации стран // Полис, 2006, №5 и др.

[25] См.: Кинг П. Классифицирование федераций // Полис, 2000, №5; Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998; Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997; Chandler J.A. Comparative Public Administration. Routledge, 2000; Federal Systems of the World. Ed. by Elazar D. L., 1991; Norton A. International handbook of local and regional government. 1994; Duchaceck I. Comparative federalism: territorial dimension of politics. Lanham, 1987; Watts R.L. Comparing Federal Systems. Montreal, 1999 и др.