Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  История политических учений Политология как наука Методы исследования

Методологические прблемы истории и теории политической науки

ПОЛИТОЛОГИЯ: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ      

 

 

НАЗАД    Мангейм Дж., Рич Р.К. Политология. Методы исследования   ВПЕРЕД

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

 

13. ОПИСАНИЕ ДАННЫХ: ПОСТРОЕНИЕ ТАБЛИЦ, ДИАГРАММ, ГИСТОГРАММ

 

Проблема, которую мы ставим в этой части исследования, состоит в том, как наилучшим образом преподнести результаты нашей работы. Мы должны найти стиль ясный, сжатый, точный и, кроме того, объективно отражающий данные. И одновременно мы должны помочь другим исследователям понять значение или значимость того, что мы выяснили. Иначе говоря, нам нужно представить результаты так, чтобы они были без труда поняты. Частично это зависит от применения статистического анализа, обсуждение которого мы отложим до следующей главы. Но в основном успех правильной интерпретации данных зависит от качества схематического и графического материала, от удачного выбора таблиц и диаграмм, от четкости и ясности их построения.

Разнообразие типов схематического и графического описания данных огромно, и нам не удастся рассказать обо всех или даже о наиболее часто встречающихся. Лучше, изучив несколько типичных примеров, мы обсудим те подводные камни, о которых необходимо знать как при чтении, так и при подготовке таблиц, графиков и т. п. По ходу дела мы затронем такие вопросы, как: “В каких случаях следует прибегать к графику? Что лучше – таблица или схема? Как выглядят таблицы, схемы, диаграммы (какова их структура)? Как схематическое и графическое изображение может помочь в понимании материала?” [c.375]

ПЕРЕЧНЕВАЯ ТАБЛИЦА

Начнем изучение этих проблем со знакомой вам уже, возможно, перечневой таблицы. Перечневая таблица – это попросту представление исследовательских данных в виде таблицы, которая, по сути дела, является перечнем. Таблица 13.1, например, суммирует данные о голосовании избирателей за демократов на президентских выборах и их расовую принадлежность за период 1960–1976 гг. Каждая колонка таблицы представляет отдельную переменную (всего четыре переменных). Тот факт, что [c.375] таблица задана переменной год, которая расположена в первой колонке, определяет и порядок изложения данных. Порядок этот подсказывает, что таблица построена так, чтобы ответить на вопрос, как голосование за демократов на президентских выборах изменялось из года в год.

Табл. 13.1 иллюстрирует некоторые правила построения таблиц.

Таблица 13.1.

Голоса белых и чернокожих избирателей,
поданные за демократов в 1960 - 1976 гг., %
*

Год

Голосование
за демократов

Голосование за белых демократов

Голосование за чернокожих демократов

1960
1964
1968
1972
1976**

50
61
43
40
51

49
59
38
34
48

68
94
58
89
83

* Данные о выходцах из Азии, испанцах и др., кроме негров, небелых избирателях, хотя и присутствуют в том наборе данных, по которому построена таблица, из настоящего анализа исключены.
** Данные за 1976 г. основаны на предварительном анализе некоторых сведений Научно-исследовательской кампании по прогнозам
Источник. Данные, представленные в этой таблице, взяты из обзоров Научно-исследовательской кампании по прогнозам, издаваемых раз в четыре года.

Все таблицы должны быть последовательно пронумерованы. В солидных работах с несколькими пронумерованными частями (в диссертации или в книге с большим количеством глав) эти номера должны выглядеть так: табл. 3.1, 3.2 и т. д. или табл. III.1, III.2 и т. д. В небольших по объему работах вполне достаточна нумерация из одной цифры (табл. 1, табл. 2). Если в одной и той же работе таблицы даются наряду с графиками, схемами и другим иллюстративным материалом, то обычно они нумеруются отдельно. Графические изображения обозначаются, например: рис. 1 или рис. 3.1.

Каждая таблица должна иметь заголовок, который точно отражает содержание представленных в ней данных. Этот заголовок должен давать читателю достаточно информации, чтобы решить, изучать ли таблицу детально. Так, для табл. 13.1 заголовок типа “Данные, показывающие, что за демократов трижды за период 1960–1976 гг. [c.376] голосовало более половины избирателей и что чернокожие избиратели отдали им больше голосов, чем белые” будет неуместен. В общем, заголовок должен отражать основные переменные, по которым в этой таблице имеются данные. В случае, если, как в табл. 13.1, данные охватывают определенный период времени, этот период также следует включить в заголовок. Когда таблица полностью или частично составлена по сведениям другого источника, сразу под ней следует дать ссылку. Объяснительные ссылки, относящиеся к таблице в целом (первое примечание в нашем примере), следует отметить звездочкой или другими символами сразу после заголовка. Ссылка, относящаяся лишь к части таблицы (второе примечание в нашем примере), отмечается прямо в самой таблице. Сами примечания помещаются сразу под таблицей, затем упоминается источник.

Что еще следует помнить при подготовке таблицы?

1. Номер таблицы и заголовок лучше помещать в центре страницы (или в ее правой части) и с отступом от предыдущего текста и самой таблицы. Другой вариант – помещать каждую таблицу на отдельной странице. В том месте текста, где идет речь о таблице, отступите строку, напечатайте СЮДА – ТАБЛИЦУ 1 заглавными буквами в центре страницы, отступите еще строку и продолжайте текст. В обоих случаях можно внешние границы таблицы обозначить двумя чертами, внутренние – одной.

2. Если это возможно, лучше избегать вертикальных линий для отделения секций внутри таблицы.

3. Между заголовками и данными внутри таблицы следует оставлять два пробела. Для облегчения чтения, кроме тех случаев, когда они не расположены на одной линии, можно оставить один пробел. Заголовки категорий должны по возможности коротко описывать затрагиваемые переменные и величины, но всегда они должны быть достаточно полными, для того чтобы сделать ясными значения данных.

Опыт показывает, что ни одна таблица не должна быть включена в текст, если по ней нельзя дать хотя бы страницу пояснений. Эти пояснения не должны просто повторять содержание таблицы. Оно, по сути дела, и так перед читателем. He нужно также перегружать таблицы цифрами или другими количественными терминами, хотя иногда их можно [c.377] использовать. Лучше, если пояснения к таблице будут прояснять взаимосвязи, продемонстрированные в ней, и обратят внимание читателя на основные и не основные выводы. Эти пояснения можно использовать также для того, чтобы прокомментировать результаты каких-либо статистических тестов, выполненных на основе табличных данных (см. гл. 1416). В нашем примере подробные пояснения, возможно, коснутся общего уровня и изменений в голосовании за демократов в рассматриваемый период и относительной роли белых и чернокожих избирателей в этом голосовании. Они могут также коснуться любых замеченных сходств или различий. Особо можно обсудить вопросы об изменчивости или постоянстве, если таковое имеется, в характере вариации переменных, любом отмеченном отклонении в данных и даже надежности источника, из которого были извлечены данные. [c.378]

ЛИНЕЙНАЯ ДИАГРАММА

Иногда хочется избавиться от табличного изображения или заменить его более простым и наглядным графиком. Это может быть сделано как для более ясного изображения (представьте трудности работы с табл. 13.1, если бы она охватывала период с 1876 до 1976 г.), так и для того, чтобы подчеркнуть определенный аспект в имеющихся данных. Существует множество способов для этого, один из самых простых – линейная диаграмма, изображенная на рис. 13.1. Линейная диаграмма соединяет все значения одной переменной непрерывной линией и дает возможность сравнения значений разных переменных путем нанесения нескольких аналогичных линий, часто различающихся цветом или манерой изображения. Линейные диаграммы особенно полезны при изображении трендов.

Рис. 13.1. Линейная диаграмма: голосование за демократов и его расовая составляющая, 1960-1976 гг.

Диаграмма на рис. 13.1 отражает те же данные, что и табл. 13.1, но в графической форме. В отличие от таблицы, требующей тщательного чтения, одного взгляда на рис. 13.1 достаточно, чтобы сказать, что между 1960 и 1976 гг. демократам было отдано в общем от 40 до 60% голосов на президентских выборах; что в 1960, 1964 и 1976 гг. за них голосовало больше, чем в 1968 и 1972 гг.; что распределение голосов белых избирателей, голосующих за партию, практически соответствует общему (белые выходили из партии в 1968 и 1972 гг., но вернулись в [c.378] в 1976 г., что поддержка партии среди негров постоянно активнее, чем среди белых, и что поддержка негров держится на высоком уровне независимо от успехов или неудач партии. Некоторые доступные детали табл. 13.1 менее очевидны на рис. 13.1 (например, трудно увидеть разницу между 50% голосов в 1960 г. и 51% в 1976 г.), но в общем анализ данных существенно облегчен.

По сути дела, подобные графики нужно оформлять также, как и таблицы. Каждый рисунок должен иметь свой номер и точный заголовок. Горизонтальная и вертикальная оси, если таковые используются, необходимо обозначить, и нужно проявить большую осторожность и внимание, чтобы удостовериться, что каждая из них правильно и убедительно прошкалирована1. Название вертикальной оси следует помещать над номерами ее градаций, название горизонтальной оси – под диаграммой. Если градациями горизонтальной оси являются годы (как в нашем примере), дополнительного названия не нужно. В случае нанесения нескольких линий под диаграммой следует поместить ключ (попунктное описание) к ним. Если необходимо, на самой диаграмме можно поместить добавочный пояснительный текст. [c.379]

Легче всего читать диаграмму, если количество линий сведено к минимуму. Однако иногда бывает полезно поместить данные о нескольких переменных на одной диаграмме. Тогда диаграмму следует сделать как можно больше и, если какие-нибудь из линий пересекаются, придать максимум разнообразия изображенным линиям. Наиболее часто употребляемые способы изображения линий таковы:

[c.380]

СЕКТОРНАЯ ДИАГРАММА И ГИСТОГРАММА

Как перечневая таблица, так и линейная диаграмма хороша преимущественно при описании и суммировании требующейся информации. При небольшом изменении данных, однако, возможно также использование графических способов анализа и интерпретации цифр. Представьте, например, что мы заинтересованы в выявлении относительного влияния чернокожих и белых избирателей н успех кандидатов в президенты от демократической партии. Особенно нас интересует вопрос о том, чья поддержка – белых или чернокожих избирателей – имеет боль шее влияние на победы демократов и действительно ли (чем много спорили в свое время) чернокожие избиратели привели Джимми Картера в Белый дом в 1976 г. И давай те еще представим (с целью облегчить проблему), что каждой из пяти избирательных кампаний, которые mi рассматриваем, 90% всех избирателей были белыми 10% – неграми. На самом деле негры составляют при мерно 10% избирателей, но нормы представительства колеблются от выборов к выборам и, кроме того, некоторую часть электората представляют и другие группы, наиболее значительными из которых являются выходцы из Азии и [c.380] латиноамериканцы. Сочетая эти данные о представительстве со сведениями табл. 13.1, мы можем представить компоненты голосования за демократов на каждых выборах в виде пропорций.

Что касается, например, 1976 г., мы знаем, что 48% белых избирателей голосовали за демократов и что 90% всех голосующих были белыми. Взяв 48% от 90%, мы найдем, что 43,2% всех избирателей были белыми, проголосовавшими за демократов. И точно так же мы знаем, что 83% чернокожих избирателей поддерживали демократов, а 10% всех голосующих были чернокожими. Берем 83% от 10% и находим, что 8,3% избирателей были чернокожие, поддерживающие демократов. Вместе эти цифры составят 51,5% всех избирателей; они проголосовали за демократов в 1976 г.2

Но давайте продолжим наши подсчеты. Мы знаем, что эти чернокожие и белые избиратели составили в 1976 г. 51,5% всех проголосовавших. Каковы же пропорции поддержки, оказанной демократической партии каждой из этих групп? Чтобы узнать это, мы просто разделим каждую цифру на 51,5% (43,2:51,5 и 8,3:51,5) и получим, что в 1976 г. около 84% голосов дали демократам белые и около 16% – негры. Подобные подсчеты для каждого из четырех предшествующих выборов показывают, что голоса чернокожих избирателей составили соответственно 13, 15,20 и 23% всех проголосовавших за демократов в 1960, 1964, 1968 и 1972 гг., тогда как белые избиратели составили соответственно 87,85,80 и 77%. Эти цифры могут быть проиллюстрированы секторной диаграммой, так, как это; сделано на рис. 13.2.


Рис. 13.3. Секторная диаграмма: расовая составляющая демократической коалиции, 1960-1976 гг.
[c.381]

Секторная диаграмма – это такой рисунок, на котором круг (или, как в нашем случае, ряд кругов), представляет собой определенную совокупность и разделен на сегменты, для того чтобы показать долю каждой части. На рис. 13.2 каждый круг представляет 100% проголосовавших за демократов в определенном году, а заштрихованная часть – долю голосов чернокожих избирателей.

Обратите внимание, что заголовок и примечания к рисунку выполнены и расположены так же, как на рис. 13.1 и что год проставлен под каждым кругом. Доля, занимаемая каждым сегментом (в процентах), может быть указана как внутри диаграммы, как на рис. 13.2а, так и вне ее, как на рис. 13.2е, смотря что яснее. Буквы алфавита (а, б, в и т.д.) под каждым элементом диаграммы часто облегчают исследователю описание диаграммы в тексте, а читателю – восприятие описания.

При взгляде на рис. 13.2 бросается в глаза постоянно увеличивающаяся доля чернокожих избирателей в голосовании за демократов в период между 1960 г. (когда они составили 13% голосовавших за демократов) и 1972 г. (когда они составили 23% или почти вдвое больше) и уменьшение зависимости демократов от чернокожих избирателей в 1976 г. Используя эти цифры (и допустив, что наши данные верны), можно попытаться оспорить ответ на один из поставленных выше вопросов: по сути дела, Джимми Картер не был приведен в кабинет неграми. Напротив, он менее зависел от поддержки негров, чем предыдущий кандидат от его партии. Безусловно, доказательство этого аргумента очевидно уже при самом поверхностном изучении секторных диаграмм. К сожалению, в данном случае секторные диаграммы, хотя и выполнены аккуратно, содержат данные, которые не являются полными и, следовательно, могут ввести в заблуждение. Так получается потому, что количество голосующих за демократов меняется от выборов к выборам (50% в один год, 61% – на следующий), тогда как размер кругов на диаграммах независимо от количества представляющий 100% голосующих за демократов остается неизменным. Для того чтобы быть не только точными, но и полными, сами диаграммы должны колебаться в размерах в соответствии с изменениями общего количества голосующих за демократов. [c.382]

Однако визуальная интерпретация секторных диаграмм разных размеров в лучшем случае затруднительна. Люди просто не умеют этого делать. Кроме того, такие диаграммы могут свести на нет эффективное изложение наших исследовательских результатов. Нужно искать другие пути, но, прежде чем мы найдем их, хотелось бы подчеркнуть, что мы отнюдь не думаем, что секторные диаграммы всегда обманчивы и их не следует использовать. Напротив, секторные диаграммы очень полезны, и зачастую они являются наиболее эффективным графическим средством убеждения. Мы просто хотим сказать, что любые формы схем и диаграмм нужно использовать осторожно. Мы должны понимать данные, лежащие в основе графического представления, и мы должны быть уверены, что график отражает данные именно в том аспекте, в котором мы хотим их использовать (т. е. в контексте определенных исследовательских вопросов, например для того, чтобы узнать, была ли доля голосов чернокожих избирателей в демократической коалиции постоянно увеличивающейся, диаграммы на рис. 13.2 совершенно достаточны, поскольку отражают соответствующую информацию). Только в этом случае графические изображения действительно будут существенным вкладом в изучение данных и представление результатов исследования.

Возвращаясь к поставленной проблеме, мы должны найти альтернативное графическое средство, которое покажет долю голосов чернокожих избирателей, отданных за демократов в определенном году, и в то же время учтет изменения общего количества проголосовавших за демократическую партию. Одним из таких средств является столбиковая гистограмма, или, как в нашем случае, сегментная гистограмма, такая, как изображена на рис. 13.3.

Столбиковая гистограмма – это графическое изображение, в котором высота и иногда ширина серии столбцов иллюстрируют некоторые наблюдения по одной или нескольким переменным. В сегментной диаграмме каждый отдельный столбец разделен на части, что несет некоторую добавочную информацию о распределениях или свойствах совокупности, представленной самим столбцом. Заметьте еще раз, что формат практически такой же, как на рис. 13.1 и 13.2, только в гистограмме описание обычно располагается не под рисунком, а над ним. (Иногда [c.383] гистограммы располагают не вертикально, как на рис. 13.3, а вертикально на левой части страницы. В таких случаях описание следует помещать либо под рисунком, либо справа.)

Рис. 13.3. Сегментная гистограмма: расовая составляющая демократической коалиции, 1960-1976 гг.

На рис. 13.3 количество голосов чернокожих избирателей опять представлено заштрихованной частью диаграммы. Вместе с тем сами столбцы разнятся в размерах в соответствии с относительным количеством всех голосов, отданных за демократов. Их доля видна как из масштаба оси, нанесенного на левой части страницы, так и из надписей над каждым отдельным столбцом. В результате впечатление, полученное от этого рисунка, значительно отличается от того, которое мы получили от секторной диаграммы, поскольку здесь мы видим, что, хотя количество голосов чернокожих избирателей колебалось, это происходило в относительно узких пределах. Количество же голосов белых избирателей оказалось более подверженным изменениям, увеличиваясь и уменьшаясь в соответствии с успехами партии. Возвращаясь к вопросу нашего исследования – чья поддержка (белых или чернокожих избирателей) более значима для демократов, – мы теперь можем ответить, что и та и другая, только каждая по-своему. Чернокожие избиратели составляют относительно небольшую, но постоянно ощутимую базу поддержки, которая [c.384] может оказаться решающей в ситуации с почти равным количеством голосов “за” и “против”. Белые избиратели гораздо менее постоянны и надежны, но настолько превосходят количественно, что их поддержка гораздо более важна в достижении по меньшей мере равенства, а иногда и в балансировании на грани победы и поражения в определенных выборах. Другими словами, роль белых зачастую решающая в достижении победы или поражении кандидатов от демократов. Негры практически всегда оказывают поддержку партии, но она не всегда оказывается решающей. Данные, использованные для того, чтобы прийти к этому заключению, по существу, те же, что и на рис. 13.2, но здесь они более полные. В результате выводы, , которые можно сделать по ним, более глубокие и больше нас удовлетворяют.

Некоторые из наиболее распространенных способов штриховки, используемых для секторных диаграмм и секторных гистограмм, показаны на рис. 13.4.

Рис. 13.4. Способы штриховки для секторных диаграмм и гистограмм.

Обычно при графическом оформлении выбирают способ, наилучшим образом иллюстрирующий и проясняющий представленные данные. [c.385]

ДВУСТОРОННЯЯ ГИСТОГРАММА

Еще одним видом графиков, который часто встречается в политологической литературе, является двустороння гистограмма. Двусторонняя гистограмма – это расположенный [c.385] в двух направлениях график, используемый для того, чтобы показать колебания сверх или менее какой-то нормы, представленной центральной линией. Две типичные двусторонние гистограммы изображены на рис. 135. На рис. 13.5а центральная линия – это среднее (усредненное) количество белых, голосовавших за демократов на президентских выборах в 1960–1976 гг., выраженное в процентах (46%).

Столбцы представляют колебания вокруг среднего значения на каждых из пяти выборов; при этом столбцы справа от линии обозначают поддержку демократов белыми избирателями со значением выше среднего, а слева – ниже среднего. Протяженность столбцов показывает степень отклонения от среднего, цифры обозначают точное значение разницы. Например, среднее значение (46%) плюс отклонение (3%) в 1960 г. вместе составляют 49% проголосовавших “за” в том году, который отмечен в табл. 13.1. Рис. 13-5 представляет схожий анализ голосования чернокожих избирателей, основанный на среднем количестве голосовавших “за” в 84%.

Эти цифры добавляют еще одну грань в анализ данных, представленных в табл. 13.1, и, взятые вместе, они доказывают, что в I960 г. негры представляли довольно серьезную оппозицию партии, чем в более поздний период; что как белые, так и чернокожие избиратели оказали необычно сильную поддержку демократам в 1964 г.; что белые покидали партию в 1968 и 1972 гг., тогда как поддержка чернокожих избирателей была чуть выше среднего, и что уровень голосования обеих [c.386] групп в 1976 г. был приблизительно равен его среднему значению за весь рассматриваемый период. Если добавить эту новую информацию к нашем прежним выводам, то мы получим более полную картину роли белых и чернокожих избирателей в успехах демократической партии в эти годы. В целом можно сказать, что информация, заключенная в двусторонних гистограммах, углубляет и дополняет ту, что можно получить при использовании других графических способов. [c.387]

ТАБЛИЦА ВЗАИМНОЙ СОПРЯЖЕННОСТИ ПРИЗНАКОВ

Еще одна форма табличного изображения данных заслуживает нашего внимания, прежде чем мы перейдем к обсуждению статистических процедур. В самом деле, это, наверное, наиболее распространенная в современных политологических исследованиях форма таблиц; она может служить основой для некоторых статистических расчетов, которые мы обсудим в следующей главе. Эта форма подачи данных известна как таблица взаимной сопряженности признаков (см. табл. 13.2 и 13.3).

Таблица 13.2.

Расовые различия на президентских выборах 1964 г., %

Расовая
принадлежность

Голосование за кандидата

от демократов

от республиканцев

Всего,
%

Число
случаев

Белые
Чернокожие
Все проголосовавшие

59
94
61

41
6
39

100
100
100

1 350
150
1 500

Таблица 13.3

Расовые различия на президентских выборах 1972 г., %

Голосование
за кандидата

Расовая принадлежность

Белые

Чернокожие

Все проголосовавшие

От демократов
От республиканцев
Всего, %
Число случаев

34
66
100
1 350

89
11
100
150

40
60
100
1 500

[c.387]

По формату и структуре таблица взаимной сопряженности признаков похожа на перечневую таблицу, о которой говорилось ранее, однако содержание у нее совершенно другое. Таблицы взаимной сопряженности признаков в большей степени основаны на предположениях и построены так, чтобы облегчить изучение взаимосвязей между переменными. Таблица 13.2, например, суммирует взаимосвязь между расовой принадлежностью и голосованием за президента в 1964 г., табл. 13.3 подытоживает те же сведения за 1972 г. В обоих случаях приведены данные гипотетического обследования 1 500 избирателей. Таблицы построены так, чтобы позволить нам изучить гипотезу, что в любом из приведенных годов чернокожие избиратели по той или иной причине чаще голосуют за демократов, чем белые.

Каждый пункт перечисления в таблице (частный или итоговый) называется графой. Каждая из этих таблиц, таким образом, имеет четыре графы. Таблицы могут быть также описаны количеством содержащих в них рядов и колонок, если каждый ряд представляет определенное значение одной переменной, а каждая колонка – определенное значение другой, т. е. табл. 13.2 и 13.3 можно считать таблицами 2х2 (два на два), поскольку каждая имеет два ряда и две колонки.

Таблицы сопряженности всегда строятся так, что данные о независимой или объясняющей переменной суммируются. В нашем случае такой переменной является расовая принадлежность. Это значит, что если таблица содержит процентные распределения, то они будут основаны на 100%-ном итоге по независимой переменной. Так, в табл. 13.2 утверждается, что в 1964 г. 59% белых голосовали за демократов, но отнюдь не то, что 59% всех проголосовавших за демократов были белыми. Подсчитать процентные распределения возможно и по другому, но в нашем случае это не имеет никакой информационной ценности, поскольку партийные привязанности неизбежно приобретаются позже, чем расовая принадлежность. В 1-й строке таблицы суммируются процентные распределения для всех (для 100%) белых избирателей, во 2-й строке – для всех чернокожих избирателей, и в 3-й строке – для всех проголосовавших. Колонка, обозначенная “Число случаев”, суммирует количество респондентов [c.388] нашего гипотетического обследования, которые были отнесены к каждой из групп. Сведения этой колонки определяют частотное распределение (оно будет рассмотрено в следующей главе) и из-за своего расположения в таблице часто называются маргинальными.

Независимая переменная в таблице сопряженности может располагаться как по ряду (см. табл. 13.2), так и по колонке (см. табл. 13.3). Оба способа распространены в научной литературе. Однако, если уж вы выбрали ту или иную форму, важно следовать ей до конца исследования, с тем чтобы не путать читателя.

При изучении таких таблиц, как эти, часто бывает возможно в общих словах сказать, насколько данные подтверждают гипотезу. Так, например, из обеих таблиц – 13.2 и 13.3 – ясно, что чернокожие избиратели постоянно голосовали более продемократически, чем белые. В 1972 г. чернокожие избиратели отдали большую часть голосов демократам, тогда как белые – республиканцам, и даже в 1964 г., когда обе группы голосовали в основном за демократов, чернокожие избиратели составили более надежную их опору, чем белые. Тем не менее эти прикидки “на глазок” в лучшем случае грубы, и, когда, таблицы сложнее, чем эти, состоят из многих граф или имеют не столь прямолинейные результаты, подобные прикидки часто ненадежны. В следующей главе мы рассмотрим некоторые статистические способы, которые помогают более точно установить степень соответствия гипотезы имеющимся данным. [c.389]

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

В заключение давайте еще раз отметим три важнейших аспекта использования таблиц и графиков.

Во-первых, они должны быть и наглядны и конструктивны. Как часть самого исследовательского процесса, они могут быть чрезвычайно полезны для наиболее глубокой разработки нашей концепции и для твердого понимания того, что же наши данные говорят нам. Гибкость и способность к новым формам анализа могут значительно помочь в углублении наших знаний о политических событиях, а методики, даже такие простые, как эти, окажут действие в оформлении выводов. [c.389]

Во-вторых, таблицы и графики нужно правильно применять. Даже из этого короткого обзора ясно, что совершенно не исключена возможность ошибочного представления результатов из-за небольшого искажения методики, и точно так же не исключена возможность, что кто-то будет одурачен этим бездумным злоупотреблением. У исследователей существуют моральные обязательства по отношению к другим – излагать свои выводы не только точно, но и правдиво – и интеллектуальные обязательства по отношению к себе – тщательно их проверять. Эти обязательства составляют краеугольный камень исследования. Мы не должны забывать о них.

Наконец, ваша работа не должны быть перегружена таблицами и графиками. Обилие подобного материала забивает текст и ухудшает его восприятие. Авторское решение включить таблицу или диаграмму в текст воспринимается читателем как сигнал к тому, что автор придает особое значение заключенной в них информации. Автор обязан делать выбор, а не просто предлагать читателю “шведский стол” информации. Такая осмотрительность не только повышает ценность работы, но и вынуждает его или ее подумать и решить, что важнее, и, таким образом, вносит дополнительный вклад в работу. [c.390]

 

Дополнительная литература

Прекрасным руководством по применению таблиц, схем и диаграмм в политологических исследованиях является кн.: Веnsоn О. Political Science Laboratory. – Columbus (Oh.): Merrill, 1969, ch. 2,3. Полезная информация о графическом изложении данных содержится в: Spear М.Е. Practical Charting Techniques. – N.Y.: McGraw-Hill, 1969; Rogers А.С. Graphic Charts Handbook. – Washington (D.C): Public Affairs Press, 1961; Smart L.E., Arnold S. Practical Rules for Grade Presentation of Business Statistics. – Columbus (Oh.): Bureau of Business Research, Ohio State University, 1947; Тufte Е.R. The Visual Display of Quantitative Information. – Cheshire (Conn.): Grades Press, 1983. Этот же автор в кн.: Envisioning Information. – Cheshire, Conn.: Graphics Press, 1994, приводит много примеров использования графических методик для обобщения данных. Об ошибках при графическом отображении информации можно узнать из кн.: Huff D. How to Lie with Statistics. - N.Y.: Norton, 1954.

Одним из лучших примеров использования графических методик можно считать работу: Vегbа S., Niе N. Political Participation in American Political Democracy and Social Equality. – N.Y.: Harper and Row 1972.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Неверно или небрежно шкалированная ось может запутать читателя или даже исследователя, преувеличивающего или недооценивающего порядок величин или степень изменений. Конечно, усеченные графики (те, в которые не включены наименьшие значения) или протяженные графики (те, в которых масштаб увеличен для одной группы значений и уменьшен для другой) могут быть умышленно использованы для введения невнимательного читателя в заблуждение. К счастью, использование подобных приемов более характерно для рекламы или комментариев к исследованиям, чем для научной литературы.
2
Цифры мало отличаются от представленных в таблице частично в результате округления, частично потому, что действительное представительство, которое лежит в основе данных табл. 13.1, лишь приближается к 90% и 10%, использованным здесь. Если бы мы взяли действительные данные о представительстве, так же как и частичные процентные сведения таблицы, в сумме они были бы сопоставимы с количеством голосующих за демократов. Очевидно, что особенно наши подсчеты будут отличаться от реальных данных таблицы за 1960 и 1964 гг., когда негры в некоторых районах все еще активно воздерживались от голосования и их представительство было относительно ниже.
 

НАЗАД    ОГЛАВЛЕНИЕ   ВПЕРЕД