Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

Политическая система общества Политические партии и партийные систкмыПолитические партии в России Нормы, санкции и правоотношенияПраво как институт политической системы

Политическаие институты и организации

Понятие и сущность праваГосударство: нормы праваВласть и правоприменениеВласть и толкование нормВласть и правопорядок

власть и правоприменение    

 

 

Недбайло П.Е.

ПОНЯТИЕ ПРИМЕНЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПРАВИЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ПРАВОВЫХ НОРМ

 

ВЫБОР (ОТЫСКАНИЕ) ПРАВОВЫХ НОРМ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ИХ ДЕЙСТВИЯ

Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. С. 125– 129, 184 – 186,218 – 222, 252 – 256

 

[...] Понятие применения советских правовых норм. Правовые нормы претворяются в жизнь в практической деятельности людей, их объединений и государственных учреждений, в процессе которой они осуществляют предоставленные им права и выполняют возложенные на них обязанности.

В этом плане применение правовых норм означает их осуществление, реализацию в деятельности людей, учреждений и организаций путем соблюдения и исполнения предписаний этих норм.

Однако в практике осуществления советского права значение понятия с»применение норм права» обособилось и приобрело специальный смысл по сравнению с другими способами его реализации в общественной жизни. В связи с этим возник вопрос об установлении содержания этого понятия, чему и была посвящена дискуссия на страницах журнала «Советское государство и право» в 1954 – 1955 гг.

Общий вывод большинства участников дискуссии сводится к тому, что вопрос о применении норм советского социалистического права является частью более широкого вопроса о реализации правовых норм, что это один из способов претворения их в жизнь. Такой вывод является правильным, хотя научные и практические вопросы решаются на его основе не всегда удачно, а в ряде случаев ошибочно.

Многие авторы утверждают, что только государственные органы и должностные лица применяют право. При этом некоторые из них [638] находят, что применяют право не все государственные органы и не всегда, а лишь те и тогда, когда они выступают в качестве носителей властных полномочий. Что же касается граждан, то они лишь участвуют в применении правовых норм государственными органами, или, как пишет П. Н. Галанза, «...содействуют органам Советского социалистического государства в самом применении норм права...», но сами они их не применяют, а только исполняют и соблюдают.

Некоторые авторы полагают, что «осуществление правомочия (субъективного права) является ...одним из способов реализации права в широком смысле слова, однако осуществление субъективного права носителем права – это не применение норм права». По их мнению, осуществление субъективных прав есть самостоятельный способ реализации правовых норм наряду с применением права (юридическими действиями государственных органов и должностных лиц) и исполнением и соблюдением норм права населением. При этом указывается, что такие, например, акты, как дарение гражданином принадлежащей ему на праве личной собственности вещи и другие подобные юридические действия, представляют собой «...не акты применения норм права, а осуществление субъективного права или реализацию их правоспособности. Норму права нельзя применять по отношению к собственному поведению, она всегда применяется по отношению к другому лицу органом, имеющим на то властные полномочия».

Таким образом, согласно излагаемой точке зрения, имеют место три способа или, что одно и то же, три формы осуществления (реализации) правовых норм: применение правовых норм (юридические действия государственных органов), исполнение и соблюдение правовых норм (юридические действия граждан по исполнению своих обязанностей) и осуществление субъективных прав или реализация правоспособности граждан.

Нам представляется неправильным такой подход к решению вопроса об определении специфики применения правовых норм в отличие от других способов их реализации. На наш взгляд, в решении этого вопроса нужно исходить из характера правовой нормы, и прежде всего из характера правила поведения, содержащегося в ней, то есть из характера диспозиции нормы. В соответствии с этим устанавливаются и особенности юридической деятельности по применению правовых норм в отличие от других форм их реализации.

Что же такое применение правовых норм в отличие от других способов их реализации? Применение – это такой способ реализа[639]ции правовых норм в общественной жизни, когда действие норм связано с конкретными фактами, когда норма применяется к этим фактам. Вне юридически значимых фактов, с которыми правовые нормы связывают определенные юридические последствия, состоящие в возникновении, изменении и прекращении юридических отношений, немыслимо применение правовых норм. Этим вовсе не исключается воздействие правовых норм на поведение людей и до наступления таких фактов вне правоотношений, о чем уже говорилось. Из этого лишь следует, что нельзя смешивать всякую реализацию правовых норм с их применением. Применение правовых норм в отличие от других форм их осуществления означает реализацию их в правоотношениях.

Однако не всякая деятельность, вызывающая, изменяющая и прекращающая правоотношения, является деятельностью по применению правовых норм. Юридическое значение имеют и противоправные действия, которые также вызывают правоотношения. Но правонарушения ни при каких условиях не являются и не могут быть способом осуществления правовых норм.

Применение правовых норм сопряжено только с правомерными действиями участников общественных отношений. При этом с такими, которые вызывают, изменяют и прекращают правоотношения и воздействуют на обязанных лиц в этих отношениях в целях обеспечения необходимого их поведения. Иначе говоря, особенность юридической деятельности по применению правовых норм в отличие от других способов их реализации состоит в активных действиях по организации их осуществления в правоотношениях, в применении их к конкретным фактам, в том числе к другим лицам в целях выполнения ими своих юридических обязанностей.

Всякая правовая норма, точнее, ее гипотеза предусматривает юридические факты, при наличии которых применяется диспозиция. В том числе она определяет характер и значение юридических актов как фактов возникновения и движения правоотношений. Но норма определяет не только юридические факты, служащие основанием для правоотношений. Она выделяет и тех лиц, которые выступают в качестве субъектов данных правоотношений и определяет характер их поступков, требуемых для реализации диспозиции правовой нормы. [...]

[...] Правильное применение правовых норм должно быть, как уже говорилось, законным и обоснованным применением. Каждая правовая норма рассчитана на применение ее в определенных усло[640]виях. В связи с этим в применении правовых норм необходимо исходить как из требований закона, так и тех конкретных обстоятельств, к которым нормы обращены, учитывая при этом, что нормы порождают юридические последствия только в сочетании с определенными фактами общественной жизни.

Законность и обоснованность применения правовых норм – это по существу единое требование. Так, например, законный приговор – это и обоснованный приговор.

Однако законность и обоснованность, составляя единое требование в применении правовых норм, не являются одним и тем же. Приговор или иной акт может быть законным с формальной стороны, но не обоснованным по существу.

В связи с этим требование обоснованного применения правовых норм приобретает самостоятельное значение. Это применение норм права на основе твердо установленных и проверенных фактов.

Таким образом, в целях правильного, то есть законного и обоснованного, применения правовых норм необходимы не только знание требований закона, но и изучение обстоятельств их реализации в связи с конкретными фактами. Правильное применение правовых норм имеет место там и тогда, где и когда фактическая сторона дела отвечает законной стороне, а законная сторона отвечает фактическому положению вещей.

При изучении и анализе фактов и обстоятельств в целях правильного применения к ним правовых норм необходимо исходить из объективных закономерностей развития социалистического общества, необходимо учитывать, что анализируемые факты существуют и развиваются в системе других жизненных фактов. Только всесторонний анализ фактов, всесторонний учет отношений каждого из них в отдельности гарантирует нас от ошибок.

Применяющих правовые нормы интересует не всякий жизненный факт, а юридически значимый факт. Поэтому при применении правовых норм необходимо прежде всего отобрать юридически значимые факты, то есть установить такие факты, которые квалифицируются в соответствии с нормой и в сочетании с ней влекут за собой юридические последствия. Необходимо найти типичные признаки случая, совпадающие с признаками, указанными в норме права, а также учесть, что даже не предусмотренные нормой признаки случая могут иметь юридическое значение в определенных конкретных условиях места и времени. Проф. М. С. Строгович совершенно правильно указывает на то, что «суд выделяет и делает предметом свое[641]го исследования и рассмотрения лишь те факты, те фактические обстоятельства дела, которые имеют правовое значение, подходят под признаки правовой нормы... и влекут (или могут влечь) те или иные правовые последствия».

Неправильный отбор фактов, придание юридического значения таким фактам, которые не имеют к нему отношения, то есть юридически незначимым фактам, приводит к неправильным выводам и, следовательно, к неправильному применению правовых норм.

Юридическая сторона исследуемых фактов всегда устанавливается на основе критериев и требований правовой нормы. Без правовой нормы нельзя распознать – имеет ли данный жизненный случай юридическое значение или не имеет. Следовательно, установление фактов, требующих применения к ним правовой нормы, есть процесс сравнения конкретных фактов с общей нормой, как бы измерение их с точки зрения общей нормы, которая в данном случае выступает в качестве единого масштаба для их разрешения.

Сами по себе правовые нормы не предопределяют конкретных выводов по делу, к которым должно прийти лицо, применяющее правовую норму. Конкретные выводы из правовых предписаний делаются на основе изучения фактов, обстоятельств, всей обстановки применения и соблюдения правовых норм. Это говорит о том, что учет и анализ конкретных фактов и обстоятельств является общим требованием для правильного применения всякой советской правовой нормы. В противном случае применение будет необоснованным.

Так, например, судебный акт по применению правовых норм будет необоснованным в тех случаях: 1) когда он противоречит фактическим обстоятельствам дела, которые установлены самим судом; 2) когда суд не выяснил всех фактов, из которых можно было бы сделать правильные выводы о существе дела; 3) когда суд признал факты достоверными, но они не подтверждены или недостаточно подтверждены доказательствами; 4) когда суд признал факты недоказанными при наличии достаточных к тому доказательств (см. «Гражданский процесс», учебник под ред. С. Н. Абрамова, М., 1948, стр.379).[...] [642]

ВЫБОР (ОТЫСКАНИЕ) ПРАВОВЫХ НОРМ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ИХ ДЕЙСТВИЯ

[...] Установление фактических обстоятельств и выбор (отыскание) правовых норм, подлежащих применению.

Вопрос о применении правовых норм возникает тогда, когда люди сталкиваются с такими фактами общественной жизни, которые требуют юридической оценки и разрешения. В таких случаях прежде всего необходимо установить наличие таких фактов и исследовать их по существу. Но одной достоверности фактов еще недостаточно для применения к ним правовых норм.

Для этого необходимо убедиться еще в том, что исследуемые факты имеют юридическое значение, что они по своим признакам подпадают или не подпадают под ту или иную правовую норму. Установление же юридических признаков фактов сопряжено с выбором, отысканием в советском праве таких норм, которые связывают с данными фактами юридические последствия.

Одновременно с этим необходимо убедиться в подлинности избранной нормы, точнее, в подлинности того юридического акта, в котором она изложена.

Нормы, изданные центральными органами отраслевого государственного управления, территориальными органами общего управления, а также местными органами государственной власти и управления, подлежат еще дополнительной проверке с точки зрения их юридической значимости, их законности.

С проверкой подлинности, а в ряде случаев и юридической значимости норм, сопряжена проверка их действия во времени и пространстве (территории), а также в отношении лиц, учреждений и организаций. Такая проверка имеет весьма важное значение для правильного применения правовых норм. Убедившись в том, что избранная норма действует, необходимо затем раскрыть ее содержание, истолковать ее в целях юридической квалификации и разрешения установленных ранее фактических обстоятельств.

Наконец, необходимо подобрать соответствующие юридические средства, например издать приказ, распоряжение или иной акт в пределах компетенции применяющего норму в целях правильной ее реализации.

Весь процесс применения советских правовых норм протекает в практической деятельности государственных учреждений, долж[643]ностных лиц. советских граждан и их объединений. Он заканчивается достижением цели норм в данных конкретных условиях места и времени, то есть достижением известных материальных, политических и культурных результатов в социалистическом строительстве.

Итак, отправным и важнейшим требованием процесса применения советских правовых норм является установление достоверности и юридической значимости тех фактов и обстоятельств, по отношению к которым требуется найти юридическое решение.

Это первый этап в этом процессе, в зависимости от которого затем подбираются, проверяются и истолковываются правовые нормы. Установление и юридический анализ фактических обстоятельств подобны медицинскому диагнозу, в соответствии с которым затем подбирается лекарство и ведется процесс лечения.

Для этого требуется, чтобы применяющий правовую норму прежде всего был уверен в достоверности исследуемых фактов, то есть был уверен в том, что эти факты имели или имеют место или не имели и не имеют места, а если они имели или имеют место, то именно в таком виде, в каком они установлены.

На основании чего складывается такая уверенность? Она утверждается на основании глубокого и тщательного исследования специфических признаков и особенностей каждого исследуемого факта в отдельности, а также на основании рассмотрения всех обстоятельств дела в их совокупности и той обстановки, в которой они имели или имеют место. В таком случае уверенность в достоверности фактов получает свою объективную обоснованность.

Однако, как уже говорилось, исследуемые факты при применении правовых норм требуют оценки не только с точки зрения их достоверности или недостоверности, но и с точки зрения их правомерности или неправомерности, то есть с точки зрения их юридической значимости. Так, согласно ст. 15 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик «при производстве предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела в суде подлежат доказыванию: 1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); 2) виновность обвиняемого в совершении преступления...», то есть необходимо установить, Содержит ли в себе деяние, вменяемое подсудимому, признаки преступления. Иначе говоря, нужно установить юридическую природу этого деяния.

Но как установить юридические признаки факта? Для этого нужно обратиться к самим правовым нормам, в гипотезе которых (в [644] уголовно-правовых нормах в диспозиции) обрисовываются в типических чертах те признаки факта, с которыми правовые нормы связывают юридические последствия. Иными словами, нормы права определяют юридическую значимость поступков и действий людей. Следовательно, для того чтобы установить юридически значимые признаки фактов, дать им юридическую и политическую оценку (квалификацию), необходимо исходить из типической обрисовки их в правовой норме.

Применение правовых норм к жизненным случаям, исходя из требований этих норм, является единственно правильным подходом, который уже в самом начале, то есть при первом столкновении применяющего с обстоятельствами применения, обеспечивает надлежащее исследование фактического состава, его квалификацию и разрешение.

Таким образом, фактически процесс применения правовых норм начинается с установления фактов, требующих правового решения, а логически он начинается с выбора нормы, в соответствии с которой квалифицируются факты, то есть идет от нормы к жизненным фактам по формуле дедуктивного силлогизма: вначале норма, затем факты и, наконец, вывод, решение и вся дальнейшая практическая деятельность по применению. Это находит свое подтверждение в том, что граждане, учреждения и организации, желающие совершить тот или иной юридически значимый поступок, всегда обращаются к нормам права, чтобы так или иначе сообразовать с ними свое поведение. Всякий при этом задается вопросом – что является правомерным, а что не является таковым? Степень такой сообразности и ее результаты зависят от различных условий, в том числе от общего культурного уровня и знания права, но важно то, что этот момент всегда наличествует в деятельности советских людей, так как советское право выражает и защищает их собственные интересы. [...]

[...] В итоге можно сказать, что установление юридической значимости жизненных случаев, их оценка и квалификация – это вовсе не простая деятельность, требующая лишь хорошей способности наблюдения. Нет, это сложная юридическая операция, сопряженная с выбором (отысканием) в законодательстве соответствующей правовой нормы, операция, требующая надлежащей подготовки и соблюдения правил ее проведения.

Достаточно указать хотя бы на то, что установление фактов и выбор правовой нормы для их оценки и разрешения протекают в [645] рамках так называемых процессуальных правил. Моральные нормы не требуют для своего применения правил, установленных государством, регулирующих процесс их применения. Только для правовых норм установлен строго определенный порядок, регулирующий процесс их применения.

В одних случаях это порядок более формальный, в других – менее, но процессуальный порядок всегда имеет место. Материальное право всегда имеет свои, необходимо присущие ему процессуальные формы, которые призваны обеспечивать их правильное применение.

Значение процессуальных правил в применении правовых норм состоит прежде всего в том, что соблюдение их гарантирует объективность и полноту исследуемых фактов и достижение истины. Среди процессуальных правил имеются и такие, которые непосредственно регулируют порядок собирания, фиксирования и анализ доказательств и иных материалов для обеспечения правильного решения по делу.

Установление юридической значимости фактических обстоятельств в ряде случаев осложняется тем, что постоянно нужно следить за изменением и развитием этих обстоятельств. Так, издание индивидуальных актов по применению правовых норм в административной деятельности сопряжено, как правило, с выбором момента для наиболее эффективного применения правовых норм, что связано с глубоким анализом конкретной обстановки, взятой в ее развитии и изменении. В связи с этим юридический анализ фактических обстоятельств не может быть изолирован от политического их анализа. Политическая квалификация поступков людей вытекает из требований советских законов, на этой основе обеспечивается единство юридического и политического подхода в практике применения права.

При всей важности установления фактов и выбора норм для их квалификации в процессе применения правовых норм нужно учитывать, что это лишь первая стадия этого процесса, первая примерка фактов к норме и, наоборот, нормы к фактам. На этой стадии еще нельзя сделать всех необходимых выводов из нормы для данных фактов. В дальнейшем при проверке действия нормы и ее истолковании может быть уточнена юридическая значимость фактов, избранная норма может оказаться неподходящей, юридическая квалификация фактов может более или менее радикально измениться. [646] Но эта первая стадия имеет весьма важное значение, она накладывает печать на весь процесс применения правовых норм, от нее зависит дальнейший ход разрешения каждого конкретного дела.

Проверка подлинности и юридической силы действия советских правовых норм. После того как установлены фактические обстоятельства и на основе избранной правовой нормы им дана юридическая квалификация, дальнейшие мероприятия по применению нормы связаны с проверкой ее подлинности, силы и пределов ее действия, а также с установлением ее точного содержания.

Для этого, во-первых, необходимо убедиться в том, что избранная для применения норма издана надлежащим органом и соответствует тексту принятого им акта, тексту оригинала. Во-вторых, убедиться в том, что данная норма ныне действует (не отменена), то есть что она имеет формально юридическую силу для применения. В-третьих, установить, что в тексте письменных источников нормы нет грамматических погрешностей (опечаток, пропусков, искажений и т.п.), то есть установить правильное, точное чтение нормы, которая уже признана подлинной и юридически обязательной.

Выяснение всех этих вопросов связано с проверкой достоверности, а в ряде случаев и правомерности тех источников, из которых черпается норма для применения, что упирается в вопрос об официальном опубликовании государственно-правовых актов.

Необходимость опубликования правовых актов вытекает из самой природы права как совокупности норм, обладающих общеобязательной государственной силой для всех и каждого. Для того чтобы норма имела практическую силу, ее содержание должно быть известно должностным лицам и всему населению. Помимо этого опубликование является также средством воспитания населения в духе социалистической законности, средством идеологического воздействия на поведение людей по исполнению правовых норм; оно поднимает авторитет советского закона, стабилизирует его действие и вместе с тем является известной гарантией прав личности в социалистическом обществе.

Специальное же его назначение, которое нас в данном случае интересует, заключается в том, что оно облегчает выбор нормы для применения, проверку ее подлинности, силы и пределов ее действия, а также раскрытие ее истинного смысла. [647]Вот почему, по общему правилу, правовые нормы не могут быть введены в действие без их обнародования. […]

 

Печатается по: Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. – М., 1998, – 944 с. (Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается начало текста на следующей  странице печатного оригинала данного издания)