Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  Политическая культура и цивилизацияПолитическое поведение и участиеПолитическое лидерство и элита

Политическое сознание и идеологииПолитические коммуникации и информационная политика

Политика, культура, цивилизация. личность

 ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ИДЕОЛОГИИ

назад   Политология/ Под ред. Жукова  В.И., Краснова Б.И.   вперед

Общая и прикладная политология: Учебное пособие

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

 

ГЛАВА XL.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Важной проблемой политической науки является выяснение реальной, а не вымышленной роли идеологии в политике, жизнедеятельности государства и других политических институтов, формировании политического сознания граждан, складывании и поддержании баланса социально-политических интересов, общественного согласия, обеспечении национальной безопасности. Принципиальное значение, прежде всего применительно к условиям России, имеет осмысление современного отечественного идеологического процесса, характеристика основных разновидностей идеологии, прежде всего в политической форме их проявления, раскрытие необходимости, сущности, содержания российской государственной идеологии как фактора политики. [c.671]

1. Идеология и политика

У идеологии сложная судьба. С тех пор, как ее существование было установлено и отражено в соответствующем общем понятии, родоначальником которого считается Дестют де Траси (1754—1836), она не раз объявлялась искусственным, надуманным, вредным для общества духовным образованием, от которого человечество неизбежно якобы в конце концов избавится. В 50-х гг. нынешнего столетия Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Дж.Гэлбрейт, Р.Дарендорф, М.Крозье, Г.Мюрдаль и многие другие авторитетные ученые Запада провозгласили “конец века идеологии”. Ими была выдвинута теория деидеологизации (избавления, отказа от идеологии), развивавшая идеи позитивизма, прагматизма и технократизма. Эта теория, однако, вскоре была опровергнута всем ходом общественного развития и вытеснена теорией реидеологизации (лат. re — приставка, обозначающая восстановление).

Новая волна критики идеологии пришлась на конец 80-х — начало 90-х гг. Особую роль в ее подъеме сыграли глубочайший кризис догматизированной идеологии марксизма-ленинизма, распад мировой системы социализма, переход бывших социалистических стран к рыночной системе хозяйства и парламентской демократии. Ассоциируя начало демократических реформ с крахом коммунистической идеологии, противники идеологии [c.671] усматривали в этом доказательство “конца идеологии” и благотворности идеологизации, призывая мир скорее избавиться вообще от всякой идеологии. Это составляет, будто бы, и условие возрождения России, поскольку “большинство нашего народа способно реализовать себя, если не затуманивать ему голову различными идеологиями” (1). Доля истины здесь, конечно, есть, если иметь в виду утопические идеалы, оторванные от жизни идеи, устаревшие идейные ориентиры, исчерпавшие свой идейный потенциал разновидности идеологии, а не идеологию в целом.

Идеология представляет собой не некий искусственно созданный и чужеродный обществу духовный феномен, асоциальный по своей природе, а естественное по происхождению, сложное по содержанию общественное явление, часть духовной реальности. И как общественное явление, идеология развивается вместе с развитием общества, претерпевает качественные модификации. Она изменяется, как справедливо отмечает Р.Хебер, но не перестает существовать (2). Идеология имеет объективные социально-политические корни своего существования, поскольку непосредственно связана с общественным и индивидуальным сознанием, жизнедеятельностью классов, наций, партий, государств. Она отвечает естественным мировоззренческим и коммуникативным потребностям людей, служит необходимым способом выражения и осознания групповых и общественных интересов, социально-политических идеалов и ценностей, является важным средством общественной организации (государственной и политической в особенности), а также управления поведением индивидов и различных социально-политических общностей. Не случайно, в основе кризиса любых цивилизаций и общественных систем лежит в конечном счете, по выводу известного ученого П.Сорокина, идеологический кризис. Но и любое общественное возрождение начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новой системы ценностей (3).

Роль идеологии в общественной жизни крайне важна, хотя и противоречива. Некоторые разновидности её, отвечая узкогрупповым эгоистическим расчетам, антигуманным низменным запросам, насильственным методам и средствам действия определенных социально-политических групп, способны оказывать деструктивное воздействие [c.672] на общественное развитие. Это дает основание ряду исследователей дегуманизировать идеологию в целом, абсолютизируя негативные свойства и проявления отдельных ее видов.

Сложилась своего рода научная школа, трактующая идеологию в духе “ложного сознания”. Макс Шелер определял её как “систему предрассудков и заблуждений”. Карл Мангейм — как “коллективное бессознательное в мышлении определенных групп, скрывающее действительное состояние общества и от себя и от других”. Лидер партии российских христианских демократов Виктор Аксючиц — как “систему идей, которые выражают все низменное, что есть в человеке. Фиксируя ложные и порочные влечения воли, злые мысли, она складывается в иллюзорную реальность, подменяющую живое мертвым, истинное ложным” (4). Но как быть тогда с рациональными идеями, благотворными общественными идеалами, гуманистическими и демократическими ценностями? Во всем мире они признаются общественно полезными и необходимыми, несмотря на очевидную их идеологическую природу.

Долгое время суть идеологии сводили к классовому сознанию различных социально-политических общностей. В основе подобного подхода лежит представление об обусловленности общественных идей главным образом классовыми интересами и целями. С этой точки зрения идеологию оценивают представители тех партий, которые видят в политике и истории преимущественно классовую борьбу. Конечно, нельзя вообще исключать классовые критерии и аспекты идеологии. Они сохраняют еще определенное значение, поскольку продолжают существовать различные классы и классовые интересы. Однако, нельзя отождествлять все содержание идеологии с классовым сознанием. Точнее следует говорить о классовых элементах и аспектах той или иной идеологии, наряду с общечеловеческими, национальными (общегосударственными), этносоциальными, религиозными и другими. Тем более, что общенациональные и общечеловеческие приобрели сегодня гораздо более важное значение, чем классовые.

Широкое распространение приобрел взгляд на идеологию, сводящий ее сущность к “теоретическому сознанию”. Иначе говоря, она трактуется как “системный, [c.673] теоретический компонент общественного сознания”, который через теоретические концепции, идеи и взгляды выражает суть общественного строя и его идеалы (5). Конечно, теоретический характер определенных элементов идеологии — рационально и логически обоснованных, систематизированных идей, ценностей, целей, концепций — не вызывает сомнений. Они сближают ее с научно-теоретическим уровнем общественного сознания. Но идеология в целом только частично соотносится с ним. Идеи, ценности, интересы, выраженные в идеологии, имеют и эмоционально-волевой аспект, реализуются также на обыденном, массово-психологическом уровне общественного сознания. И это чрезвычайно важная сторона функционирования и проявления идеологии. Если бы ее идеи выражались только средствами научно-теоретического характера, то они были бы мало доступны массам. Идеи, по-настоящему волнующие массы, должны вырастать, как писал С. Франк, “из их глубокого и живого нравственного опыта, их психологии” (6).

Не сводимость идеологии ни к теоретическому, ни к психологическому уровням общественного сознания, при весьма тесной близости к ним, дают основание для соотнесения ее с особым третьим, и по сути серединным, уровнем. Основой выделения трех уровней общественного сознания служит существование соответствующих способов отражения действительности.

Идеологический способ отражения, в отличие от логически-рационального, оперирующего понятиями и закономерными связями (теоретический уровень) и житейско-бытового, оперирующего истинами здравого смысла, накопленного опыта (эмоционально-психологический уровень), позволяет отражать действительность с точки зрения интересов и ценностей социальных групп, партий, общества в целом. При этом идеология является своего рода посредническим звеном между научным и обыденным взглядом на мир, совмещающим естественный ход вещей (логику истории, общественной практики) с активной ролью людей в истории, преследующих свои цели. При этом, в зависимости от характера и содержания отражаемых в идеологии интересов, идеологический уровень действует как связующий (объединяющий), либо разделяющий элементы и субъекты общественного сознания фактор. [c.674]

Основным недостатком имеющихся взглядов на сущность идеологии является их не целостный подход. Одни авторы характеризуют качество определенных состояний идеологии (“ложное”, “классовое” сознание). Другие — одну из форм выражения ее содержания (“теоретическое” сознание, разновидность “веры”). Целостный же подход требует выявления родовой сущности, присущей любым ее проявлениям. То есть, он призван раскрыть коренные ее свойства, характеризующие способ бытия и функциональное предназначение. С учетом указанных критериев сущность идеологии можно определить как групповое ориентационно-ценностное сознание, реализованное в системе теоретически и эмоционально-психологически обоснованных идей, выражающих интересы, идеалы, ценности, цели определенных социальных общностей, политических организаций, наций-государств, цивилизационных сообществ и направляющих их деятельность на сохранение или преобразование различным образом существующего общественного устройства.

Понятие “ориентационно-ценностное сознание” применимо к любым разновидностям, формам, состояниям идеологии и схватывает главную, обобщающую их характеристику, независимо от того, идет ли речь о социализме, либерализме, фашизме, реалистической, либо утопической по своему содержанию, идеологии. Оно, кроме того, характеризует основное предназначение идеологии — в обобщенной форме выражать идейно-ценностные основы общественного устройства, давать обусловленные ими ориентиры социально-политического поведения и действия. Что представляет собой идеология с точки зрения своей структуры? При узком подходе структура идеологии раскрывается в двух основных плоскостях: элементно-сферном и элементно-инструментальном.

В первом случае эта структура предстает в многообразии “философских, социальных, политических, художественно-эстетических, этических, религиозных и иных идей, концепций, теорий” (1). Во втором – в совокупности используемых средств выражения ее содержания: идейных понятий, ценностей, образов, стереотипов, мифов, лозунгов, программ действия и др.

Структура идеологии в широком смысле слова, как общественного явления, помимо систем идей и их [c.675] компонентов, включает также идеологические отношения, идеологическую деятельность, идеологические учреждения и организации, идеологические процессы.

Идеология самым тесным образом взаимосвязана с политикой и играет важную роль в политической жизни общества. Эта взаимосвязь осуществляется прежде всего через интересы субъектов политики, которые выражаются идеологией и реализуются в их политическом поведении, политической практике.

Взаимное влияние идеологии и политики друг на друга, при определенных условиях, может принимать крайние формы, что негативно сказывается не только на их развитии, но и на состоянии общества в целом. Обычно указывают на недопустимость и вред чрезмерного идеологического влияния на политику (особенно государственную) и общественные процессы – идеологизации политики. Это происходит в условиях монополии одной идеологии и использования идеологической доктрины в качестве первоосновы, фундамента практической политики. Политика таким образом превращается в служанку идеологии и сообразует общественную жизнь с мерками идеологических постулатов и догм, а не с требованиями реальностей. Идеологический диктат КПСС, как известно, стал одной из причин кризиса советской системы и распада СССР.

Крайне опасным может быть и чрезмерное влияние политики на идеологию — политизация идеологии. В этом случае идеология испытывет на себе диктат господствующей политики и ставится на службу монопольной власти. Ее содержание превращается в мировоззрение на службе у власти, меняется в угоду правящим кругам и по конъюнктурным соображениям, подвергается идейной эрозии. Политизированные узкогрупповые идеи и ценности преобладают над социальными, нравственными и другими содержательными компонентами, вытесняют общенациональные (общегосударственные) и общечеловеческие интересы и ценности.

Оптимальным является равноправное положение и взаимодействие идеологии и политики, при исключении какой-либо монополии, идейной или властной.

Роль идеологии в политической жизни сама по себе достаточно важна и значительна. Она, и прежде всего политическая составляющая ее содержания — политическая [c.676] идеология,– сказывается практически на всех элементах политической системы общества.

Идеология формирует и развивает политическое сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные ориентиры и мировоззренческие позиции.

Идеология обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей.

Идеология является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей, причем как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе “образа врага”, целей противоборства и конфронтации.

Идеологическая консолидация общества является важным источником его силы. Вспомним: Великую Отечественную войну вело против фашизма идеологически консолидированное общество. И победило! А первую мировую войну против гораздо более слабой Германии вела идеологически расколотая Россия. И проиграла в ней! Сегодня эта истина вновь подтверждает свое значение в борьбе за укрепление суверенитета России. “Мы страшно зависимы в случае, если наше общество идеологически расколото и духовно обескровлено этим расколом... Но мы абсолютно независимы в случае идеологической консолидации страны” (7).

Идеология обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формированию и развитию политической культуры граждан.

Таким образом, идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества. Она неоднозначна по содержанию, характеру, формам проявления, но в своей сущности является специфическим ориентационно-ценностным сознанием, воплощенным в системе идей, выражающих интересы определенных социальных общностей, общества в целом. [c.677]

2. Политический спектр современных видов идеологии

Идеология имеет множество различных форм выражения содержания, многообразна в своих конкретных видовых проявлениях. Формы идеологии соотносятся с формами общественного сознания и подразделяются на политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественно-эстетическую, военную, прочие, имеющие самостоятельный предмет отражения и соответствующую форму выражения интересов. Политическая форма идеологии (политическая идеология) относится к числу наиболее распространенных и важных. Это обусловлено тем, что она затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее использование, предусматривая ту или иную стратегию политических действий. Одни политические идеи и ценности поэтому направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление. Другие — выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, смене властных элит, политической модернизации, в том числе недостаточно назревшей и полезной для общества. Политические идеологии, с точки зрения характера выражаемых идей, подразделяются на умеренные и радикальные, вплоть до экстремистских.

Целостные системы идей, отличающиеся своеобразием мировоззренческого взгляда на мир, общественно-политическое устройство и развитие, в соответствии с выражаемыми интересами, образуют различные виды идеологии. Их совокупность составляет реально существующий идеологический или идейно-политический спектр общества.

По сфере распространения и политического влияния, своему статусу, идеологии разделяются на общественные и государственные. Первые проявляются и действуют прежде всего в сфере гражданского общества, выступая идейной платформой политических партий и общественно-политических объединений, движений. Вторые — имеют государственный масштаб и проявляют [c.678] себя в сфере государственной политики, выражая общенациональные интересы и ценности.

Рассмотрим структуру и основные составляющие идеологического спектра современного российского общества.

В структурном плане произошли существенные изменения, характеризующиеся переходом от двухполюсной (коммунисты — антикоммунисты) и конфронтационной модели идейно-политического спектра на начальном этапе реформирования российского общества к многополюсной и по преимуществу консенсусной. Переход этот еще не завершился и в идеологическом спектре сохраняются элементы двухполюсного построения (“левые” – “правые”), а также конфронтационные тенденции.

Вместе с тем, отчетливо обозначились контуры новой модели идеологического спектра — в виде своеобразного треугольника идейно-политических сил и доктрин: либералы — коммунисты — национал-патриоты. Первые представляют политическую идеологию правительственных кругов, осуществляющих курс на рыночное реформирование России. Вторые составляют идейную оппозицию ему с точки зрения реставрации (на обновленной основе) основ социалистического и коммунистического порядка. Третьи, кстати говоря, они зачастую и именуются “третьей силой”, заявляют о себе как оппозиция правительственному курсу, а также и коммунистам, с точки зрения реформ в духе национальных интересов и ценностей, самобытного российского уклада и образа жизни.

Конечно, весь состав идейно-политического спектра не сводится только к трем указанным политическим идеологиям и гораздо богаче. Он представлен другими разновидностями идеологии (социалистической, консервативной, фашистской и другими, менее распространенными и влиятельными, а также различными идейными течениями (умеренными, радикальными, экстремистскими). Охарактеризуем содержание важнейших видов идеологии.

Либеральная идеология. Главная ее цель и ценность — свобода личности. Классический либерализм исходил из автономии индивидуальной свободы и разума, свободы собственности и частного предпринимательства, ограничения властного произвола и вмешательства государства в экономику. “Лучшее правительство то,– отмечал [c.679] в свое время Т. Джефферсон, – которое меньше всего управляет”.

Современный либерализм (неолиберализм) представляет собой одну из наиболее влиятельных в западном мире идеологий, воплощающих, по мнению Ф.Фукуямы, “триумф западной идеи в конце ХХ века”, у которой “не осталось никаких жизнеспособных альтернатив” (8). С подобным преувеличением, конечно, нельзя согласиться.

По своему характеру либеральная идеология может быть как правоумеренной, так и праворадикальной, в зависимости от преобладающего в ее версиях способа достижения и обеспечения свободы. Радикальный либерализм с негативным предубеждением относится к государству, недооценивает государственное регулирование экономики и других неполитических сфер деятельности, преувеличивает значение рыночных механизмов в осуществлении общественной свободы, а также меру независимости личности от общества. Практика либерализации цен, т.е. освобождения их от государственного регулирования — характерный пример радикально-либерального мышления. Умеренный либерализм более лоялен к государству и государственному регулированию, осознавая их роль в качестве необходимых гарантов свободы личности. “Без государства, – констатирует французский теоретик либерализма А.Фурсан, – личные свободы станут иллюзией” (5). Присущий либеральной идеологии лозунг “меньше государства”, в умеренно-либеральной интерпретации означает “меньше неправового государства”, т.е. меньше властного произвола и бюрократических пут. Без силы государства свободе индивида угрожает экономический диктат монополий. Ослабление государства бьет по финансовой, кредитной, налоговой и другим системам государственного регулирования, подрывает фундаментальную науку, масштабные НИОКР, капиталоемкие производства, убыточные, но полезные для общества предприятия, что также ограничивает меру общественной свободы.

Либеральная идеология, преимущественно радикального толка, с началом рыночных реформ оказывает свое влияние и в России. В роли главных ее субъектов сегодня выступают движение “Наш дом – Россия” (В.Черномырдин) с одноименной парламентской фракцией (С.Беляев), “Демократический выбор России” (Е.Гайдар) с [c.680] соответствующей депутатской группой. Они отличаются решительностью намерений и мер по либерально-демократическому переустройству России и утверждению в образе жизни россиян либеральных ценностей. На первом этапе политики либерализации (1991-1995 гг.) главный упор был сделан на разгосударствление собственности и массовую ускоренную приватизацию, в целях слома монополии государства в экономике. Теперь же на первый план выходит проблема эффективности приватизации. Инвестиции и современное управление – предприятию, доходы от приватизации – государству (а значит, всем, кому платят из бюджета), полноценную защиту прав собственности – акционерам. Такими будут принципы приватизации в нынешнем году.

В основу политики либерализации положены в первую очередь интересы элиты крупных частных собственников — так называемых “новых русских”. В повестке дня политики либералов стоят задачи стимулирования среднего и мелкого частного бизнеса, создания “среднего класса” как важнейшей социальной базы либеральной демократии. При этом, для наиболее радикальной части либералов цель ускоренного перехода к рыночной системе хозяйства оправдывает любые средства и важнее самих ценностей либерализма.

Консервативная идеология. Она во многом близка идеологии либерализма. Только в эпоху становления и утверждения капитализма эти две идеологии были идейными антагонистами. Теперь же различия между ними не столь принципиальны. В главных своих идеях они смыкаются. Фактически это две стороны одной идеологии.

По своему характеру консервативная идеология может быть умеренной и радикальной. Это противоречит сложившемуся у нас стереотипу о крайне радикальном и даже реакционном характере консерватизма. Считалось, что он символизирует верность старому, отжившему, а также вражду ко всему новому, особенно в облике социализма. Но не всякое старое есть отжившее и реакционное. Точно также, не всякое новое всегда прогрессивно и на пользу людям и обществу. В этом смысле консерватизм является выражением преемственности с позитивным опытом прошлого и определенного скепсиса в отношении общественных новаций и реформ. Люди часто [c.681] совершают неразумные действия, руководствуются иррациональными мотивами и чувствами. Для того, чтобы каким-то образом их сдерживать, веками и десятилетиями создавались такие институты, как монархическая и парламентская системы правления, церковь, общественная мораль, традиции. Быть консерватором, по определению британского профессора М.Оукшотта, значит “предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт – выдумке, действительное – возможному, ограниченное – безграничному, близкое – далекому, достаточное – изобилию, обычное – совершенному” (10).

К числу базовых ценностей консервативная идеология относит частную собственность, рыночные механизмы развития зкономики, правовое государство, эволюционность общественного прогресса. Это сближает ее с либерализмом. Вместе с тем, консерваторы больший крен делают в сторону элитизма, поддержки аристократических и богатых слоев населения, исходя из признания неравенства людей и иерархичности общественных отношений. В экономической политике консервативную позицию отличает ставка на крупный капитал. Во властных отношениях — концепция “демократического господства элит”, в соответствии с которой демократия представляет собой власть меньшинства в интересах общественного блага. С позиций элитизма рассматриваются и проблемы безопасности, международных отношений. Это находит свое выражение в идеях неравенства наций, борьбы за власть в межгосударственных отношениях, поддержания военно-силового превосходства стран, составляющих мировую элиту.

В современной России идеология консерватизма заново зарождается и не имеет еще достаточно широкой социальной базы, а также значительного влияния. Отдельные идеи и ценности, близкие духу консерватизма (элитизм, верность традициям, строгость общественной морали, крепость семьи, религиозная основа духовности личности и общества и другие) отстаивают Общество купцов и промышленников России, Совет дворянского собрания, Союз казачьих войск России, Свободная демократическая партия (М.Салье), другие силы, объединившиеся в сословное общественно-политическое движение “Традиции и [c.682] прогресс”. Российский консерватизм, тем не менее, не выделился пока в самостоятельное идейно-политическое направление, не стал фактором, влияющим на расстановку сил в стране. Ему еще предстоит преодолеть стереотип психологического неприятия консерватизма, сформироваться как идеологии.

Коммунистическая идеология. По своему характеру — это леворадикальная идеология, поскольку связана с революционными целями и задачами: устранением частной собственности, переустройством капиталистического и других эксплуататорских обществ в бесклассовый строй свободных от угнетения и равноправных тружеников.

Со второй половины 80-х годов коммунистическая идеология переживает глубокий идейно-теоретический кризис, вылившийся в конце 80-х начале 90-х годов в крах ее как господствующей государственной идеологии в бывшем СССР и странах Восточной Европы. По оценкам многих антикоммунистов она вступила в необратимую фазу умирания, что неизбежный процесс разложения, охватил коммунизм сверху донизу. Однако коммунистическую идеологию нельзя огульно отрицать, не признавая за ней определенного ядра истины, благодаря которому изменилось к лучшему и западное капиталистическое общество.

Коммунистическая идея не исчезнет, пока сохраняются ее социальные корни, политические источники и субъекты (партии и движения рабочего класса и эксплуатируемых масс), идейные резервы обновления. Это подтверждает практика многих стран, в том числе и России, где коммунисты остаются достаточно влиятельной идейно-политической силой. На декабрьских (1995 г.) парламентских выборах КПРФ (Г.Зюганов) одержала внушительную победу, завоевав большинство депутатских мест.

Нельзя забывать, что коммунистическое движение неоднородно, в силу чего коммунистическая идея существует и развивается в нескольких идейных версиях — от умеренной социал-демократической (КПРФ) до радикальной неомарксистской и неосталинистской (Трудовая Россия, ВКПБ).

КПРФ существенно обновила свою идейную программу, сделав ставку на парламентские формы борьбы за власть и политику социально значимых общественных [c.683] реформ на основе многоукладной экономики с преобладанием государственного сектора и регулирования.

Фактически под флагом коммунистической идеи скрывается социал-демократическая платформа, рассматриваемая в качестве тактического средства достижения стратегических целей и ценностей будущего коммунистического порядка.

Радикальные версии коммунистической идеологии сохраняют верность классическому марксизму: идеям диктатуры пролетариата, власти Советов, национализации собственности, директивного управления Госплана и Госснаба, народного контроля, коммунистического воспитания масс и др.

Социал-демократическая (социалистическая) идеология. По своему характеру она является левоумеренной, поскольку исходит из эволюционности общественного развития, отказа от революционного насилия. Идея социализма оказывает заметное влияние на общественно-политические процессы во многих странах мира, в том числе в Германии, Франции, Италии, Испании, Швеции, Японии, других развитых государствах. В Европе социалисты ведут за собой 30—40, а в ряде стран и более, процентов избирателей. Во многих государствах они представлены правящими партиями, участвуют в коалиционных правительствах, имеют значительные парламентские фракции. Социалисты победили на последних выборах в Испании, Италии, Литве, Польше, Греции, Венгрии, Украине, других странах.

Базовыми ценностями социал-демократического идеала признаются свобода, справедливость, солидарность. Они неосуществимы без механизма демократии — политической, экономической, социальной, международной. Демократия, в понимании социалистов, не столько цель, а тем более самоцель, сколько необходимое средство реализации указанных базовых ценностей. Политическая демократия осуществляется в рамках свободных выборов и означает “возможность смены правительства мирным путем на основе законного волеизъявления народа”, с “гарантиями соблюдения прав личности и меньшинства”. Главным инструментом политической демократии является правовое государство, опирающееся на принципы конституционализма, верховенства права, разделения и сбалансирования властей, субсидиарности (разделения [c.684] компетенции), опоры на широкое местное самоуправление, плюралистического гражданского общества.

Экономическая демократия основывается на идее равенства различных форм собственности и необходимости смешанной экономики. Рыночные механизмы должны дополняться государственным регулированием рынка в интересах всех граждан, принятием антимонопольных мер, ограничением крупного частного капитала и власти транснациональных корпораций.

Социальная демократия ориентирует на создание достойных человека условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных слоев, социальную помощь нуждающимся.

Международная демократия обеспечивается преодолением неравенства в международном масштабе, устранением тоталитарных режимов и дисбалансов в соотношении военно-политических сил и вооружений, укреплением глобальной и коллективной безопасности.

Социалистические идеи и ценности имеют своих приверженцев и в России. Их отстаивают Социал-демократическая партия РФ (А.Аверкиев, В.Болдырев), Республиканская партия (В.Шостаковский, В.Лысенко), Российский социал-демократический центр (О.Румянцев, А.Яковлев, Е.Шапошников), Фонд Горбачева, Социалистическая народная партия России (М.Шаккум). Идея российского социализма имеет свою специфику, наиболее четко выраженную в концепции СНПР.

Формула российского социализма, отмечает Председатель СНПР М.Шаккум, “выводится на пересечении двух ключевых принципов — справедливости и коллективизма. Это гармония частного и коллективного начал в обществе, увязка индивидуальных и общественных интересов через меру справедливости... Мы пожертвовали идеалами коллективизма ради примитивно понимаемого рынка. Мы разрушили комплекс социальных прав и гарантий ради обеспечения индивидуальных прав и свобод. Соблюдение и развитие цельного комплекса прав граждан является сегодня в России социалистическим лозунгом. Социалистической является формула: развитие рынка и частной собственности в той мере, в какой это не препятствует осуществлению всего комплекса прав человека... Российская экономика и государственность нуждаются не в [c.685] реформах, а в восстановлении. Мы должны честно сказать народу: нужно восстановить экономику, управляемость страны, возродить великое российское государство. Это – стратегическая цель, это – главный лозунг России последних лет ХХ и первых лет ХХI века” (11).

Нельзя не отметить, что пока не сложилось единого понимания российского социализма, что силы российских социал-демократов разрозненны. Между ними существует немало противоречий во взглядах на базовые ценности и пути их реализации. Опрос делегатов II программного съезда СДПР показал, что 47 процентов причислили себя к либералам, 10 – к социалистам, 34 – к центру. На выборах в Федеральное собрание (1993 и 1995 гг.) социал-демократы выступали не единым блоком, а порознь.

Национал-патриотическая идеология. Она служит воплощением идейной ориентации на особый путь исторического развития России, ценности самобытной российской цивилизации, сильной государственности, соборности, народности, православной веры (но и свободы вероисповедания граждан других религиозных конфессий), национальной культуры. Особый упор делает также на отстаивание национально-государственных интересов России, защиту российских товаропроизводителей и предпринимателей, заботу о процветании Отечества в целом.

Вместе с тем под флагом национал-патриотической идеи выступают самые разные движения и партии, как искренне приверженные национал-патриотическим целям и ценностям, так и паразитирующие на них. Наибольшую известность на ниве национал-патриотизма, прежде всего русского толка, приобрели ЛДПР, Конгресс русских общин.

Идеологию “просвещенного традиционализма” отстаивает Российский общенародный союз (С.Бабурин). В ее основе – признание самоценности всех периодов исторического развития России и СССР, недопущение как бездумной идеализации, так и безоглядного очернительства нашего прошлого, четкая ориентация на сохранение традиций коллективизма, присущих народу, укрепление общегосударственного единства на принципах Народовластия, Патриотизма и Справедливости, восстановление позиций России как естественного геополитического центра прежнего СССР посредством добровольного воссоздания государственного единства составлявших его народов [c.686] и поэтапного формирования нового федеративного объединения – Российского Союза.

Привлекательность национально-патриотических идей в последнее время заметно усилилась. На них устойчиво ориентируется значительная часть российского электората, о чем свидетельствует успех на парламентских выборах 1993 и 1995 гг. партии ЛДПР. В ближайшей перспективе национал-патриотическая идеология сохранит свое идейное значение и влияние. Вместе с тем, патриотические ценности не стали и вряд ли будут ее исключительной монополией. Они нашли отражение в идейно-политических платформах коммунистов, либералов, других объединений и движений.

Таким образом, идеология является необходимым и важным элементом общественно-политической жизни современного государства. Она представлена широким спектром различных разновидностей систем идей и форм выражения их содержания. Политические идеологии фактически образуют идейное ядро любых систем ценностей и программ их реализации. В идейно-политическом спектре российского общества выделяется триада праволиберальной, левокоммунистической и социал-демократической, а также национал-патриотической идеологии. [c.687]

Глава XL.

Основные понятия: идеология, идея, идеологическая потребность, теория, концепция, “деидеологизация” политики.

Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:

1. Что такое идеология, каковы ее существенные признаки?

2. Каково соотношение идеологии политики?

3. Выясните сущность понятий “идея”, “теория”, “концепция”, есть ли между ними связь? Если “да”, то в чем она выражается?

4. Каким образом перемены в мире повлияли на общественно-политическую мысль?

5. Какие основные направления общественно-политической мысли, разновидности идейно-политических [c.687] течений Вы знаете? Дайте им краткую характеристику. Составьте таблицу.

6. В чем суть новых моментов в современной политической идеологии?

7. Какова идеологическая ситуация в России?

Литература:

1. Шапошников Е. Что сегодня мешает России. // Независимая газета. – 1994. – 15 июня.
2. The end of Ideology Debats. / Ed. by R.Heber. – N.-Y., 1969. P. 128.
3. Sorokin P. The Crisis of our Age. – N.-Y., 1941. P. 13.
4.
Аксючиц В. Патриотизм или фашизм? Выбор будущего и диктат исторического рока. // Независимая газета. – 1994. – 23 июня.
5. Волкогонов Д.А. Психологическая война. – М.: Воениздат, 1983. С. 21-22;
Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. С. 488.
6. Франк С. Нравственный водораздел в русской революции. // Свободная мысль. – 1992. – № 4. – С. 64.
7. Кургинян С. Слово есть дело. // Век. – 1996. – № 15.
8. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – № 3. – С. 134.
9. Foursans A. Pour un nouvean liberalisme. – P. 1982. P. 97.
10. Oakeshott M. Rationalism in Politics and other Essayes. – L., 1967. P. 169.
11.
Шаккум М. Выход из кризиса: власти не хотят, оппозиция не может. // Московская правда. – 1996. – 24 апреля.
[c.688]

 

назад   оглавление   вперед