Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

Теория государства и праваПроисхождение государстваТипы и формы государстваФункции государства

Сущность и назначение государстваГосударство и гражданское общество

Государство

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО          

                    

НАЗАД    ОГЛАВЛЕНИЕ  

 

Заключение 

Санжаревский И.И. Пропорциональность в современных социально-политических отношениях

/ Под ред. проф. В.М. Долгова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 144 с.

 

Из проведенного анализа со всей очевидностью следует, что в современном своем состоянии проблема социально-политической пропорциональности имеет два качества или ипостаси, выражаясь религиозным языком. Исторически она сложилась как проблема реальной политической практики высокоорганизованных социумов, проблема оптимальной формы и смысла взаимодействия государства и общества, личности и власти, общества и личности. Как и всякая сложноорганизованная система, европейские сообщества (и из этого ряда нет оснований исключать Россию), всегда интуитивно тяготели к тому, чтобы не нарушать исторически сложившихся пропорций в экономических, политико-культурных, административно-институциональных связях. Каждый раз, когда это забывалось и в массовом сознании радикализм брал верх над житейским консерватизмом тех же народных масс, системность социальной жизни напоминала о себе не доведенными до конца реформами и революциями, контрреформами и контрреволюциями. Всегда за покушение на сложившиеся пропорции европейским социумам приходилось платить перерасходом своих жизненных ресурсов. Платили вдвойне, поскольку приходилось на месте разрушенных сбалансированных систем создавать их более совершенные аналоги.

Отражением этой объективной динамики в зеркале европейской культуры стала проблема пропорциональности как традиция научной методологии и научного предмета. Постоянное балансирование обществ Европы на острие системы «пропорция – диспропорция» очень мало напоминало линейный процесс устремленности христианского мира к Царствию Божьему, моделируемый религией. На науку, таким образом, ложилась обязанность объяснить европейцам, почему развитие их цивилизации больше похоже на бег по кругу или колебания маятника. И соответственно дать аргументированный ответ на ключевой вопрос: где же прогресс и в чем он состоит, если происходит смена одной пропорции на диспропорцию и, далее, наоборот? Фактически европейская гуманитарная наука в последние два столетия своего существования оказалась перед необходимостью решать задачу такого же масштаба, какую в свое время решали мировые религии. Речь шла о том, чтобы представить европейскому сознанию максимально общую, фундаментальную, но при этом не выходящую за пределы формальной и диалектической логик, свойственных гуманитарным наукам, концепцию существования и прогрессивного движения человечества. На уровне своих логик наука к настоящему времени довела построение такой фундаментальной концепции до этапа создания многочисленных фундаметальных концепций по отраслям гуманитарной науки, соответствующим отраслям человеческой практики, в которых прослеживаются те или иные пропорции.

В проведенном исследовании намечен только самый общий подход. Можно сказать, что смысл всего осуществленного анализа сводится к доказательству принципиальной возможности решения той масштабной задачи, от решения которой европейская наука в свое время ушла, к доказательству того, что к решению этой задачи самое время вернуться, используя новейшие исследовательские методики и методологии, включая синергетику. Внутри пропорционально организованных систем в экономике, политике и культуре, в социальной жизни были выявлены такие связи и отношения, которые делают потенциально реализуемым теоретический синтез. Более того, современная эпоха политических, экономических, культурных и демографических решений глобального масштаба показывает общую для человеческих социумов потенциальную готовность осуществить создание синтетической пропорциональности на уровне практики, не сообразуясь с отношением науки к этому вопросу. Просто время мировой цивилизации стало течь быстрее и ее внутреннее пространство стало в эпоху информационных технологий значительно теснее.

Выявленные в данном исследовании межпропорциональные связи – это конкретные рычаги управления комбинациями пропорций. Политические институты, грамотно воспользовавшиеся знанием этих рычагов, имеют возможность доступа к тому самому главному звену, ухватившись за которое, говоря словами В.И. Ленина, можно вытянуть всю цепочку экономических, социальных, политических и культурно-идеологических проблем. Для политической науки понимание универсальности принципа пропорциональности дает возможность достичь баланса в структуре ценностей и методологий, больше обращать внимания на то, что создает социально-политические системы, а не расшатывает их, и соответственно дополнять методологии, описывающие конфликты, методологиями, описывающими состояния многократно раскритикованного «общественного договора», выражаясь современным языком – консенсуса, толерантности. Понимание универсализма принципа пропорциональности дает возможность политической науке как сообществу индивидов, институтов и научных идей осознать себя очень пропорциональной (в плане конструктивном и в плане динамики) системой. Само присутствие исторической политической мысли в контексте современных политологических рассуждений уже есть выражение определенного внутреннего баланса традиций и новаций в интеллектуальном процессе, и воспоминание о заслугах «научных предков» не только тешит амбиции политолога, но фундаментально мотивирует весь характер его теоретических рассуждений, его методологический выбор.

 

НАЗАД    ОГЛАВЛЕНИЕ