Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф

Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

История политических учений Политология как наука Методы исследования

Методологические прблемы истории и теории политической науки

История политических учений     

 

назад   оглавление  вперед

 

Глава 2.  КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

2.1. Краткий  обзор  социальных  учений  до  выделения социологии в самостоятельную науку

2.2. Основные предпосылки становления социологии как самостоятельной науки

2.3. Выделение социологии  как  самостоятельной  науки

2.4. Классическая европейская социология середины XIX - начала XX вв.

2.5. Краткий обзор становления социологии в России XIX -  начала ХХ вв.

2.6. Основные направления зарубежной социологии ХХ века

2.7. Социология в России ХХ в.

2.8. Некоторые проблемные вопросы современной социологии

 

2.1. Краткий обзор социальных учений до выделения социологии в самостоятельную науку

Платон (428 или 427-348 или 374 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.),

Аврелий Августин (354-430 гг.), Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.),

Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.), Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.),

Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.), Жан Боден (1530 – 1596 гг.),

Томас Мор (1478 – 1535 гг.), Таммазо Кампанелла (1568-1639 гг.),

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.), Джон Локк (1632 – 1704 гг.),

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.), Джамбаттист Вико (1668-1744 гг.),

Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.), Г.В.Ф. Гегель (1770 – 1831 гг.)

 

Вся история развития человеческого познания проявляла пристальное внимание ответу на вопрос: что такое общество, какова его природа, организация, структура, сущность?  Представители древнего периода развития античного мысли - Платон, Гераклит и др. - предложили много социологических обобщений. Подобно современному человеку они анализировали эмпирические стороны своей жизни и приспосабливали некоторые свои идеалы к реальным человеческим отношениям.

Платон (428 или 427-348 или 374 гг. до н.э.)

В философии Платона причудливо переплетаются моменты материального и идеального, реального и фантастического, действительного и желаемого, создающего общую картину бытия, венцом которого выступает государство.

Общество (отождествляемое им с государством) и человек рассматриваются как две симметричные и взаимодополняемые системы. Как в человеке выделяются три его главные части (тело, душа, ум), так и общество подразделяется на работников, воинов (стражей) и правителей (философов). Государство, по Платону, возникает как результат естественного разделения функций, выполняемых различными группами людей: одни заняты производством товаров и их обменом, другие - охраной государства, а третьи - всецело управлением. Причем, если каста производителей формируется естественным путем, - и здесь допускается вполне “низменные” предпосылки и страсти (частная собственность, торговля, обмен, любовь, семья и т. д.), - то две другие “касты” тщательнейшим образом отбираются и формируются исходя из принципов идеального государства.

Лучшей формой государства Платон считал аристократию (“тимократию”). Рассогласование же частей целого, нарушение социальной гармонии ведет, по его мнению, к появлению извращенных форм государственного устройства, среди которых выделяются такие, как олигархия, демократия и тирания.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

В ходе построения собственной социальной теории Аристотель стремился выявить естественные причины возникновения социальных институтов, истинную природу человека и общества. Гражданское общество как категория политики было внесено в науку Аристотелем: государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество.

Говоря о государстве, он подчеркивает, что “всякое государство – продукт естественного возникновения”. Анализ системы “человек – общество – государство” Аристотель начинает с выявления основных элементов всякого живого существа, в том числе и человека. “Живое существо, - пишет он, - состоит, прежде всего, из души и тела”. И тут же указывает на функциональные особенности этих элементов: “Из них по своей природе одно – начало властвующее, другое – начало подчиненное”. После этих общих положений Аристотель просто не мог не прийти к выводу о том, что “одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо”. “Понятие справедливости, - пишет Аристотель, - связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является и регулирующей нормой политического общения”.  В этой связи выдвигается идея о трех хороших и трех плохих видах государственного устройства. К первым Аристотель относит царскую власть “законную монархию”, аристократию (власть лучшей части зажиточных слоев общества) и политию (разумную власть большинства); противоположными же типами являются: тирания, олигархия и демократия.

“Наилучшее государственное общение, - пишет он, - то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они – в лучшем случае – сильнее обеих крайностей или, по крайней мере, каждой из них в отдельности”. Нарушение баланса сил между средними, с одной стороны, богатыми и бедными – с другой, способствовало переходам от хороших форм правления к плохим: от царства к тирании, от аристократии к олигархии, от политии к демократии, а так же от одной плохой формы к другой, еще худшей, например, от демократии к тирании. Можно сказать, что античный тип культуры, при всей ее идеалистичности и утопизме, питался все же земными истоками, был нацелен на сохранение и упрочнение государства.

В условиях средневековья интеллектуальная активность людей стала перемещаться из сферы политики с ее реальными земными проблемами в сферу религиозных абстракций. Постепенно складывался теологический тип культуры и социальной философии со своими идеалами личности и государственного устройства.

Любовь к Богу – основная идея философско-теологической системы Августина. Этот мыслитель полагает, что только подобная любовь делает человека подлинным человеком, возвышает над остальным миром. Всякое насилие, как официальное (со стороны государства), так и неофициальное (со стороны разгневанных масс), определяется им как проявление пороков. Духовная власть, олицетворением которой становится церковь, провозглашается высшей властью на земле, которой должны подчиняться и простые люди, и государи. Политика и общественный прогресс приобретают у Августина сугубо теологический смысл и характер.

Фома Аквинский  (1225 – 1274 гг.)

Уступая новым веяниям, связанным с укреплением феодальной государственной машины, доказывал, что не только церковь, но и государство представляет собой Божественное установление, хотя все еще и подчеркивалась зависимость государственной власти от церковной. Фома Аквинский выделяет пять форм государственного устройства. Власть большинства определяется как демократия. Но эта форма правления не жалуется автором и олицетворяется скорее с неправильной формой власти, так как большинство, навязывая свою волю меньшинству, уподобляются тирании – одной из наиболее неприемлемых форм управления. Самой правильной формой государственного правления признается монархия, что, кстати, вполне соответствовало феодальному типу государства. Причем сама монархия была настолько правомерной, насколько разумной и справедливой была деятельность монарха. В характеристику разумности монарха, безусловно, входило и признание им церковного приоритета. Если это правило оспаривалось монархом, то признавалось право подданных на свержение главы государства и замену его новым.

Идейным стержнем Возрождения (Ренессанса) становится гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу и счастье. Человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей природной сущности и земном предназначении,  смысле и цели своего бытия в понятиях естественных желаний и потребностей. От сверхъестественного описания мира философская мысль переходит к отысканию естественных основ своего существования.

Данте Алигьери  (1265 – 1321 гг.)

В своем бессмертном произведении “Божественная комедия”, а также в трактате “О народной речи”  Данте закладывает основы нового гуманистического мировоззрения. Не отбрасывая теологические догматы, Данте проповедует равноправие двух истин – божественной и естественной, подчеркивая, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. При признании могущества Бога допускается и проявление творческих сил человека, поступки которого, по мнению Данте, обусловлены как божественным предопределением, так и его собственным сознанием.

Одним из ведущих последователей и проповедников античной культуры стал Ф.Петрарка, который и считается “отцом гуманизма”.  Мыслитель пытался преодолеть идею двойственности истины, полагая, что истина может быть только одна и для ее постижения необходимо очистить разум от схоластической мудрости. Познание у Петрарки оказывается более ценным достоянием, чем предзаданное религиозное знание. Человек в его концепции становится центральной фигурой бытия, антропоцентризм здесь используется для преодоления доктрины теоцентризма.

Никколо Макиавелли  (1469 – 1527 гг.)

Одним из первых идеологов новой концепции государства стал Н.Макиавелли. В своих политических трактатах “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, “Государь”, “История Флоренции” он развивает идею активного использования человеком предназначенной фортуны. Особенно велика роль свободной воли человека именно в политической деятельности. Однако интересы централизованного государства ставились выше интересов отдельного человека или отдельных групп населения.

Жан Боден  (1530 – 1596 гг.)

Свои идеи Ж.Боден изложил в трактате “Шесть книг о государстве”. Подобно Аристотелю, он считает, что государство возникает на основе семьи и служит ее укреплению, т. е. укреплению частной собственности. Имущественное неравенство признается естественным состоянием людей, которые должны подчиняться воле монарха. Сам же монарх в своих действиях считается независимым от церкви и должен выполнять лишь естественные требования, связанные с укреплением государства.

В период зарождения капиталистических отношений развиваются концепции естественного государства, права и социальных отношений, направленных на освобождение от догматов средневековой культуры. Вместе с тем зарождаются воззрения, в которых начинают критически осмысливаться новые условия жизни. Этот критицизм и умозрительные модели совершенствования общества воплотились в утопических  учениях, наиболее видными представителями, которых стали англичанин Т.Мор и итальянец  Т.Кампанелла.

Томас Мор  (1478 – 1535 гг.)

Таммазо Кампанелла (1568-1639 гг.)

Если Аристотель и его последователи из семьи пытались вывести образование государства, сохраняя в нем имущественные интересы семьи, т. е. частную собственность, то Томас Мор в своем произведении “Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия”, давшем название самому направлению теоретической мысли, попытался свести государство к большой семье, в котором не может быть имущественного расслоения, ибо в рамках семьи частная собственность утрачивает свой смысл, при чем необходимо, полагал он, чтобы люди осознали эту утрату, ибо все беды общества связаны с господством частной собственности. На своем острове Утопия он устраивает совершенное государство с совместным производством и справедливым государственным распределением полученных продуктов.  По-своему решает вопрос об установлении общественной собственности, царства разума и свободы в “Городе Солнца” Т.Кампанеллы. Он не отбрасывает, в частности, идею политического господства церкви, но зато сама структура власти основывается не столько на церковных догматах, сколько на разумных основаниях, поэтому предполагается развитие науки, народного образования и культуры.

Томас Гоббс  (1588 – 1679 гг.)

В работе “Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского” этот мыслитель изложил собственное оригинальное представление о природе человека и государства. Абстрагируясь от теологии при объяснении государства и права, Гоббс стремился вывести их признаки из естественной природы. При чем сама природа отнюдь не идеализировалась им, наоборот, человек в своем естестве представал как существо жадное, эгоистическое и честолюбивое. Гоббсом разрабатывается целая система естественных законов, предваряющих появление государства, ибо сами по себе эти законы без соответствующей поддержки со стороны крепкой власти не могут обеспечить мирное сосуществование людей. Поэтому государство – это, прежде всего сила, обеспечивающая действенность принятых законов. Наличие его означает добровольное ограничение свободы на основе общественного договора. Гоббс рассматривает общественный договор как акт перехода людей из естественного состояния в состояние гражданское, т.е. в состояние государственное. Само стремление к личной свободе в условиях государства становится как бы противозаконным, так как нарушает первоначальный договор. Высшая государственная власть, по Гоббсу, должна быть абсолютной, безраздельной и неизменной, будь то демократия, аристократия или монархия. Тем самым в социологической концепции Гоббса отразилась общая тенденция к формированию такого типа власти, которая соответствовала бы новым буржуазным отношениям, т. е. была бы достаточно самостоятельной по отношению к клерикальным кругам и в то же время могла бы быть вполне устойчивой в период народных волнений, которые зачастую не столько стремились к установлению новой системы власти, сколько к разрушению старой.      

Джон Локк (1632 – 1704 гг.)

В своих работах “Исследование о естественном законе”, “Два трактата об управлении государством” отстаивал идею английского либерализма, как своеобразного компромисса между буржуазией и дворянством. Идеалом политического устройства считал конституционную монархию парламентского типа. При этом главной целью правительства, единственно оправдывающей его существование, является, по Локку, защита естественных прав человека – правда на свободу и права на собственность.

В своем основном произведении “О духе законов” предложил новое видение природы человека и естества общественно-политических явлений. Если гуманистическая традиция стремилась представить природу человека исходя из его внутренних качеств, то Монтескье попытался объяснить эту природу внешними факторами человеческого бытия. Среди последних выделялись как чисто природные, так и социальные и социально-психологические факторы. В духе деизма он говорит о сосуществовании божественных и естественных (человеческих) законов. Сущность последних проявляется в сознательной законотворческой деятельности людей, политиков.

Особое место в истории социальной мысли занимают идеи итальянского философа Д.Вико, изложенные в первом систематизированном труде по социальной и культурной динамике “Основания новой науки об общей природе наций”. Он разрабатывает методологию и методику сравнительного типологического исторического исследования, теорию цикличности, которые позволили ему подняться до уровня выяснения характера процесса социально-исторического развития общества. Вико стремился к целостному познанию социальных процессов, к комплексному анализу политической, религиозной, хозяйственной, культурной, юридической и других основ социальной жизни, уяснил характер их взаимодействия в процессе функционирования. Создав новую науку”, Вико заглянул далеко вперед. Многие аспекты его концепции предварили ведущие направления современной социологической науки, в частности идеи по теории культуры, развитые в трудах М. Вебера, П.Сорокина, Н.Данилевского, Т.Тойнби и др. Например, известный русский, а в последствии американский, социолог П.Сорокин отмечал, что Д.Вико заслуживает быть в одном ряду с подлинными отцами социологии.

Иммануил Кант  (1724 – 1804 гг.)

Родоначальником немецкой классической философии является И.Кант. Свои идеи о принципах социального бытия и законах его развития он изложил в работах: “Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане”, “Об изначально злом в человеческой природе”, “К вечному миру”, “Метафизика нравов”. Для того чтобы преодолеть человеческие пороки, а вместе с тем и негативные последствия этих пороков, необходимы ограничение воли отдельных людей, подчинение их дисциплине гражданского общества, законам государства, которые признаны защищать благополучие людей и самого государства. Правовое гражданское общество мыслится как особая социальная система, в которой на основе разума формируются законы и имеются соответствующие механизмы их реализации. Поэтому в обществе, с одной стороны, должны существовать законы и соответствующие властные органы, обеспечивающие выполнение принятых законов, с другой стороны, предполагается, что и сам властелин должен подчинятся законам, иначе он рискует впасть в  произвол и стать тираном. А для этого нужен особый конституционный орган, который бы регламентировал деятельность правителя, ибо сам по себе властелин такой же человек, как и все, и поэтому несет в себе общий порок злоупотребления своей свободой. Кроме того, по мысли Канта, правовое гражданское общество в идеале должно иметь всемирный характер, ибо внешние деструктивные силы всегда могут нарушить покой отдельного государства, поэтому твердые правовые основы должны регулировать отношения не только внутри общества, но и между государствами. Он заложил основы концепции, обеспечения прав человека. Кант не только обобщает идеи своих предшественников, но и дает теоретический образ существующего буржуазного общества, утверждает его идеалы, через призму которых стремится представить будущее всего человечества.

Г.В.Ф. Гегель (1770 – 1831 гг.)

В своем одном из основных произведений “Философия права” реализация свободы Гегелем  трактуется в широком философском контексте как выражение сути человеческого бытия. Оно включает в себя и право быть, и право существовать, и право владеть собственностью, и право вступать в определенные социальные связи, и право быть носителем нравственных качеств, и право политической организации общества, высшей формой которой является государство. Соединение моральности (единичной воли) и абстрактного права (понятие воли) приводит к возникновению нравственности. Этапами опредмечивания нравственности являются семья, гражданское общество и государство. Последнее есть такое бытие, в котором “происходит необычное объединение самостоятельности индивидуальности и всеобщей субстанциальности. Поэтому право государства выше других ступеней: это свобода в ее сомом конкретном образе, подчиняемая лишь высшей абсолютной истине мирового духа”. Его трактовка гражданского общества заключается в идее общества равных индивидов, в качестве собственников, взаимодействующих на рынке в соответствии с общим для всех законом, который не только предполагает, что эти индивиды морально признают друг друга свободными и равными, но и предполагает также существование политических и юридических институтов, защищающих права этих индивидов. Гражданское общество по Гегелю  это сфера реализации особенных, частных целей и интересов.   

   

назад   оглавление  вперед