Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф

Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

История политических учений Политология как наука Методы исследования

Методологические прблемы истории и теории политической науки

История политических учений     

 

назад   оглавление  вперед

 

2.1. Краткий  обзор  социальных  учений  до  выделения социологии в самостоятельную науку

2.2. Основные предпосылки становления социологии как самостоятельной науки

2.3. Выделение социологии  как  самостоятельной  науки

2.4. Классическая европейская социология середины XIX - начала XX вв.

2.5. Краткий обзор становления социологии в России XIX -  начала ХХ вв.

2.6. Основные направления зарубежной социологии ХХ века

2.7. Социология в России ХХ в.

2.8. Некоторые проблемные вопросы современной социологии

 

2.3. Выделение социологии как самостоятельной науки

 

Огюст Конт (1798 – 1857)

Творчество О.Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий, нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов и духовных основ общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию, по Конту, не может произойти без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О. Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в “позитивную” науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества. Свою историческую миссию он видел в том, чтобы создать “Научную Библию” будущего, поставить науку во главе всех форм человеческого существования: религии, политики, социальной практики и т. д.

Главными трудами О.Конта были шеститомный “Курс позитивной философии” (1830-1842 гг.) и четырехтомный труд “Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества” (1851-1854 гг.).

Позитивизм - это доктрина в области философии науки, характеризуемая требованием того, чтобы наука имела дело только с наблюдаемыми нами объектами, непосредственно знакомыми нам из опыта. Суть позитивной науки заключается в том, чтобы рассматривать все явления как подчиненные естественным законам. О.Конт считал, что научно изучались лишь явления физические, химические, астрономические, что научно необходимо объяснять и общественные явления  - создать “социальную физику”. Основной смысл преодоления метафизики он видел в том, чтобы выработать рациональный, научный взгляд на общество, в основе которого должны лежать наблюдение и эксперимент. Исходя из того, что принцип деления наук должен вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяется  естественными связями, которые между ними существуют, система наук представляет собой иерархию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступень в развитии знания - наука более высокого порядка - подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая, однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокого ранга. Иерархия основных наук выглядит так:  математика с механикой; науки о неорганических телах (астрономия, физика, химия); науки об органических телах (биология); социальная физика (социология).

 Идеи системного общества высказывались задолго до Конта, но он первым детально разработал и применил эту систему для обоснования социологии как самостоятельной науки. Отсюда и его решение использовать особый термин для обозначения новой социальной науки – социология.

В основу построения социологии как самостоятельной науки Конт положил идею “социальной системы”, т. е. признание факта существования общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. В концепции Конта индивид является абстракцией, т.е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает первичной реальностью и развивается по своим внутренним естественным законам. Причем из всех существующих систем общество отличается наибольшей сложностью, поскольку подвергается постоянным изменениям. Биологические организмы в этом отношении значительно более стабильны. Социальные явления по своей природе историчны.

Программу изучения социологии О.Конт разделил на две части:

социальную статику, анализирующую равновесное состояние “организма” человеческого общества, взаимосвязь его компонентов (т.е. социальную структуру). Социальная статика - это социальная анатомия, изучающая строение социального организма (“структуру коллективного существа”), исследует условия существования и соответствующие законы гармонии.  Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества);

социальную динамику (социальную кинетику), изучающую различные изменения или последовательные состояния взаимосвязанных социальных фактов. Социальная динамика это социальная физиология, изучающая законы функционирования общества (социального организма).

Объект первой - общество в состоянии покоя. Объект второй - общество в состоянии движения. О.Конт считал, что динамику и статику можно отделять друг от друга в целях анализа и это не должно предполагать существования двух классов  фактов,  они являются двумя аспектами единого подхода к изучаемым социальным явлениям.

Основной единицей общества О.Конт считал семью, представляющую собой элемент социальной структуры, так как она возникла как естественное состояние человеческих отношений. В семье отражаются все общественные отношения: неравенства (например, между поколениями, полами), подчиненности (принцип главенства, старшинства) и др. Отсюда следует, что семя является основой формирования государства, моделью его организации, а социальные функции семьи во многом отражают функции общества (начиная с разделения труда, иерархичности отношений, власти и т.д.).

В существующей иерархии отношений, складывающихся в государстве, он видит не только естественное, но необходимое явление. Как и его предшественники О.Конт изучает реальную социальную структуру общества (социальную статику). Он выделяет четыре класса: “спекулятивный” класс, в который включены представители науки, философии и эстетики; “практический” класс, включающий в себя представителей производства и сферы оборота (торговцев, предпринимателей, банкиров); далее идут представители сельского хозяйства; четвертый класс состоит из рабочих. Структура власти строится по принципу важности выполняемой классом функции в обществе.

Основные идеи исторической концепции О.Конта были заимствованы из трудов французских мыслителей XYIII века Тюрго, Сен-Симона и других исследователей. Социальная динамика призвана раскрывать универсальные законы развития человечества, действие которых распространятся на все сферы общественной жизни. О.Конт подчеркивал взаимосвязь всех элементов социального организма, однако решающую роль отводил духовной сфере. Развитие общества предстает как переход от одной стадии развития сознания к другой, как проявление “закона трех стадий”:

теологическая стадия в развитии человеческого сознания, а, следовательно, и общества продолжалась по Конту до 1300 года. На этой стадии все существующие в мире явления объяснялись как результат прямого и постоянного действия многочисленных сверхъестественных сил;

метафизическая стадия охватывает период с 1300 по 1800 год. На второй стадии действие сверхъестественных сил заменяются отвлеченными силами различного рода абстракций, воплощенных в разных сущностях мира;

позитивная стадия начинается с 1800 года. На третьей стадии человеческий ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как и от познания внутренних причин явлений.

Что такое позитивизм? О.Конт указывает пять значений этого термина:

реальное в противовес химерическому;

полезное в противовес негодному;

достоверное в противовес сомнительному;

точное в противовес смутному;

организующее в противовес разрушительному.

Конт приходит к убеждению в необходимости сохранения религии и новой церкви, предметом поклонения которых станет человечество как целое, а священным писанием – “позитивная философия”. Такая религия объединит разум и чувства. В своей утопии он ставил задачу объединения всех людей, почти полного подчинения индивидуального общественному. В осуществлении своего проекта Конт возлагал надежды на пролетариат при условии его освобождения от развращающего влияния социалистических учений. В этой всемирной федерации будут царствовать мир и согласие, богатство и собственность будут служить общим интересам.

 Также в идеях Конта проглядываются элементы субъективизма. В своей попытке создать “прикладную социологию” Конт столкнулся с проблемой ценностей и способов воздействия на внутренний духовный мир человека. Предложенный им “субъективный метод”, направленный на изучение этого специфического мира, противоречил ранним позитивным установкам. Однако различие между ранними и поздними работами Конта не столь существенны, как это часто представляется в историко-социологической литературе. Проект “позитивной религии” не означал возвращения общества к старому состоянию, к вере в сверхъестественные начала. Он логично вытекал из антропологических и функционалистских идей основоположника позитивизма. Новая религия должна была выполнять функциональную роль регулятора социального поведения, обеспечивать единство верований и чувств, без которых, как предполагал Конт, не может существовать ни одно общество.

  Творчество О.Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки. Основная задача Конта состояла в синтезе наиболее плодотворных идей своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе. С одной стороны, он не верил в спасительное действие неограниченной конкуренции, оценивал складывающиеся раннекапиталистические отношения как проявление глубокого кризиса, не соглашался с консервативной романтизацией феодальных порядков, с другой стороны, с социалистами его разделяло отрицательное отношение к революционному преобразованию общества. Общественный прогресс, считал О.Конт, должен опираться на духовные, реформационные преобразования. Попытки найти “средний путь”, гармонически сочетающий прогресс и порядок, привели его к изоляции, непринятию его идей представителями основных социально-политических движений первой половины XIX века. Однако последующее развитие социологии заставило более тщательно всмотреться в творческое наследие противоречивого социального исследователя. В историю социальных учений О.Конт вошел как основатель социологии и философии позитивизма.

 

назад   оглавление  вперед