Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  История политических учений Политология как наука Методы исследования

Методологические прблемы истории и теории политической науки

ПОЛИТОЛОГИЯ: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ      

 

назад   оглавление  вперед

 

3.1. Понятие социальных технологий

3.2. Социологическое исследование

3.3. Программа социологического исследования

3.4. Измерение в социологическом исследовании

3.5. Основные методы сбора первичной социологической информации в социологическом исследовании

3.6. Обработка социологической информации

3.7.  Значение социологических исследований. Прогнозирование социальных процессов.

 

3.5. Основные методы социологического исследования

3.5.1. Наблюдение

3.5.2. Опрос

3.5.3. Анализ документов

3.5.4. Методы социометрии

3.5.5. Эксперимент в социологии

 

3.5.4. Методы социометрии

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (например, бригады, небольшие участки, малые предприятия различных форм собственности). Далее - процессы налаживания взаимоотношения в семье или объединении неполных семей, участвующих в общем бизнесе. В рамках социологии малых групп традиционно изучаются явления, события, характерные для жизнедеятельности постоянных и временных учебных коллективов: класс в школе, студенческая группа, слушатели курсов, лица, объединенные по интересам в различных кружках и т.д. Если говорить о внепроизводственных социальных образованьях, при исследовании которых могут успешно применяться логика, процедуры, методы познания механизмов создания и функционирования малых групп, то отметим общественные движения, неформальные группы. Правда, в отдельных ситуациях они объединяют под своими знаменами большое количество людей. Однако в центре или центрах подобных движений стоят относительно небольшие группы, которые в значительной мере определяют лицо всего объединения, разрабатывают всю стратегию его поведения.

При изучении малых групп используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии. Социометрия - метод сочетания опросной методики и алгоритмов специальной обработки первичных измерений, который сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. Основная заслуга в создании определенной методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено.

В соответствии с социометрической методикой всем членам изучаемой группы задается один или два вопроса. Например: “С кем из членов вашей группы Вы посоветовались бы по интимному вопросу?”. При этом предлагается сделать один или несколько выборов в порядке предпочтения. Затем исследователем фиксируется структура межличностных отношений и строятся социограммы. В зависимости от целей исследования может быть измерена и сплоченность группы. Для этого определяется индекс сплоченности по формуле:

  

где  åXij  - общая сумма взаимных выборов, сделанных членами группы;

         åXijmax - максимально возможное число взаимных выборов, которое вычисляется по формуле:              

                                                           

где n - число членов в изучаемой группе.

се начинается с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми всегда сложны, зачастую противоречивы и изменчивы, постольку выбор критериев становится задачей, требующей при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп и понимания, учета конкретных особенностей поведения, жизнедеятельности группы, и владения техникой измерения.

Критерий должен быть индикатором взаимоотношений.

Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении по форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования.

Он должен:

нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;

не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;

быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;

содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;

включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформу­лированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;

убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Различия в слабых и сильных социометрических критериях покажем на одном примере. Критерий: “Кого бы Вы выбрали своим бригадиром?” - относит­ся к “слабому” типу, ибо он не конкретизирован, подчеркнуто проективен. В усиленной форме критерий имеет вид: “Ломайте, теперь мы сами являемся хозяевами нашего предприятия. Кого бы Вы в этой новой ситуации выбрали первым бригадиром?”. Здесь каждый респондент начинает четче, определеннее рассматривать окружающих с точки зрения возможности возглавить бригаду, работающую в новых экономических условиях.

Социометрические критерии разделяются на два основных класса:

коммуникативные - критерии общения (“социометрические тесты”) и

гностические - познавательные критерии (“тесты социальной перцепции или социального восприятия”).

Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто - отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

Критерии подразделяются на официальные и  неофициальные. Первые - замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые - приоткрывают перед исследователем “вход” в сферу неформальных отношений. Примером коммуникативного официального критерия является вопрос: “Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?”, коммуникативного неофициального - “С кем из Ваших коллег Вы поделились бы личными переживаниями по поводу разлада в семье?”. Гностическими вариантами этих критериев выступают суждения: “Кто из членов Вашей бригады выбрал бы Вас в качестве бригадира?” (гностический официальный критерий), “Кто из Ваших коллег поделился бы с Вами своими переживаниями, если бы у него возникли конфликты в семье?” (гностический неофициальный критерий). В наших примерах критерии сформулированы в положительной форме, то есть ориентированы на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека к другому, отверженцу.

Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе. Вот образец коммуникативного официального дихотомического критерия: “Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?” (положительная часть критерия), “Кого из членов Вашей бригады Вы не хотели бы видеть в качестве бригадира?” (отрицательная часть критерия).

Укажем еще одну разновидность социометрических вопросов: критерии ранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы. Например, “Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совместно создать малую предпринимательскую группу (в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь)” и т. д.

Легко понять, что на основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны, большое число критериев способно утомить отвечающего, внести различные “шумы” в первичную информацию. Поэтому среди других аспектов важен и вопрос о числе социометрических критериев. Практика социометрических опросов выработала следующие рекомендации:

чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев, особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;

число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.

 

назад   оглавление  вперед