Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  Политическая культура и цивилизацияПолитическое поведение и участиеПолитическое лидерство и элита

Политическое сознание и идеологииПолитические коммуникации и информационная политика

Политика, культура, цивилизация. личность

 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

назад   оглавление  вперед

 

4.1. Определение общества и некоторые теоретические подходы к  его анализу

 4.2. Основные социальные системы

 4.3. Государство и гражданское общество как социальные системы

 4.4. Цивилизация и культура как социальные системы

 

4.4. Цивилизация и культура как социальные системы

Термин "культура" латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природе, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем термин "культура" получил обобщенное значение, и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход к культуре.

Каждое конкретное сообщество (государство, народность и т. д.)  создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую культуру, которая сопровождает человека на протяжении всей  его жизни  и передается  из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает  множество культур. Перед социологами встает проблема: как определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай делать подарки, спорт, украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Если мы представим культуру в виде сложной системы, создававшейся веками, то обязательно найдутся исходные клеточки. Эти базисные единицы культуры мы будем называть элементами культуры. Они бывают трех видов (рис. 9.) - материальные и нематериальные и отдельно можно выделить физическую (телесную культуру).

Рис. 9. Основные элементы  культуры

 

Ценности - это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба. Ценности не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей, они имеют исключительно положительное значение для существования и развития людей. Если верность в дружбе или в супружестве является ценностью, то нарушение ее считается предательством. Без ценностей не обходится ни одно общество. А люди могут выбирать - признавать или нет те или иные ценности. Для одних главная ценность - деньги, для других - моральная безупречность. Для описания того, какие ценности важны  для людей, социологи придумали термин "ценностные ориентации". Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Обычаи - это традиционно устоявшееся поведение. Гостеприимство, празднование нового года, уважение к старшим и многое другое бережется народом как коллективная ценность. Обычаи - это одобряемые обществом массовые образцы действия, которые следует выполнять.

Традиции - все то, что унаследовано от предшественников. Это - образцы поведения, ценности, вкусы,  взгляды. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом. Ходить голым по улице, бить женщину, оскорблять старших считается безнравственным. А в Спарте сбрасывать слабого новорожденного ребенка в пропасть считалось вполне нормальным явлением. Что именно считать нравственным - зависит от общей культуры данного общества.

Законы - это нормы поведения, оформленные парламентскими или правительственными документами, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства. Посредством законов общество защищает самые важные и почитаемые ценности: жизнь человека, его достоинство, права, собственность.

В социологии очень часто под культурой понимают систему общих для людей ценностей, представлений о жизни, объединенных одинаковым образом жизни. Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение, передачу и распространение предметов, идей, ценностных представлений и т.д., обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях    (рис. 10.). Объектом социологического исследования является конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры.

Рис. 10. Культура и цивилизация

 

Конкретное общество в своем существовании, основанное на совокупности конкретных благ и ценностей, определяющих направление его развития, в социологии называется цивилизацией. Цивилизация имеет еще одно значение - наиболее полное совпадение норм и правил государства с нормами и правилами гражданского общества, обеспечивающими свободное развитие личности. Это значение цивилизации называем цивилизованным государством. [1]

Для того, что бы рассмотреть культуру конкретно существующей или существовавшей цивилизации (рис 11),

во-первых, необходимо определить субъекты социокультурных отношений: это личность как человек, владеющий нормами и ценностями цивилизации и общество как совокупность взаимодействующих личностей с их социокультурными отношениями.

Во-вторых, определить основные составляющие культуры ее субъектов: субъективную культуру как совокупность значений норм, ценностей, которыми владеют взаимодействующие индивиды, и объективную культуру как совокупность носителей, которые объективируют и раскрывают эти значения.

В-третьих, определить систему социокультурных отношений - отношений между конкретными людьми, социальными общностями, опосредованных наличной культурой, в которой необходимо выделить:

ценностные отношения: эстетическая, мировоззренческая, идеологическая и т.д. культура;

ценностно-распределительные отношения: политическая, юридическая, правовая и т.д. культура;

отношения потребления благ и ценностей: гражданская, этическая и т.д. культура;

отношения производства и обращения благ и ценностей: экономическая, производственная, трудовая и т.д. культура.

Рис. 11. Цивилизация, общество, культура

 

 Общество, цивилизация и культура это понятия, которые ни одно друг без друга существовать не может. Основными социальными функциями культуры в обществе, цивилизации являются:

Образовательная и воспитательная функция культуры. Именно культура формирует человека. Индивид становится членом общества по  мере социализации, то есть освоения знаний языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа и всего человечества.

Интегративная функция культуры. Освоение культуры создает у людей - членов того или иного общества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Культура сплачивает людей, интегрирует  их, обеспечивает целостность общества.

Но, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие общества и общности. Внутри этих более широких обществ и общностей могут возникать конфликты. Таким образом, культура может (и нередко выполняет) дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. В процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе,  на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит к определенным санкциям, которые установлены сообществом и поддерживаются общественным мнением и различными формами институционального принуждения.

 

назад   оглавление  вперед